0
2874
Газета СНГ Печатная версия

20.07.2025 19:19:00

Румыния обошла Турцию на дунайской волне

Молдавия продала причерноморский порт Бухаресту задешево

Тэги: молдавский порт на дунае, продажа, румыния, украина, автотрасса, нато


молдавский порт на дунае, продажа, румыния, украина, автотрасса, нато Порт у молдавского села Джурджулешть теперь принадлежит Румынии. Фото с сайта www.gifp.md

Молдавский порт на Дунае продан Румынии за 24 млн евро. А турецкая компания Yildirim Group, участвовавшая в конкурсе ЕБРР,  по словам ее представителя Натальи Маджар, предлагала вдвое больше. Экс-министр безопасности Республики Молдова (РМ) Анатол Плугару сказал «НГ», что госкомпания «Администрация морских портов» Констанцы выиграла тендер благодаря президенту РМ Майе Санду. Экс-президент РМ Владимир Воронин, в свое время выменявший у Украины 400 м берега Дуная под порт на дорогу, идущую из Одессы в Черновцы через РМ, заявил о нынешней сделке: «Бесконтрольное перемещение боевых грузов, а возможно, и живой силы вполне вписывается в логику политики НАТО в регионе».

Порт на Дунае, который заменил Железную дорогу Молдавии (ЖДМ), перехватив ее поставки, теперь не молдавский.

На минувшей неделе он был продан Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и правительством Молдавии – Румынии. Владельцем порта у села Джурджулешть стала госкомпания «Администрация морских портов» Констанцы (румынский порт на Черном море). А в воскресенье представительница турецкой компании Yildirim Group, которая участвовала в конкурсе ЕБРР по привлечению инвестора в Международный свободный порт Джурджулешть, Наталья Маджар подвергла критике результаты тендера. Маджар написала в соцсетях, что Кишинев и ЕБРР отдали предпочтение румынской компании, чьи условия были хуже: «Цена Yildirim Group была выше, а инвестиции составляли 50 млн евро против 24 млн, которые предложила румынская госкомпания «Администрация морских портов» Констанцы, о которой известно, что она не выполняет собственных планов даже по развитию своего порта».

«Для Молдовы это был шанс – исторический, редкий, почти невозможный, – отметила Маджар. – В истории страны еще никогда не заходил игрок такого уровня. И, возможно, не зайдет никогда. Пусть каждый сделает вывод сам… Я, гражданка Республики Молдова, работая в одном из крупнейших промышленных холдингов мира, открыла дверь, чтобы эти гиганты (имеется в виду турецкая компания. – «НГ») вошли к нам домой. Но дверь нам не открыли».

«ЕБРР рекомендовал нас как стратегического и надежного инвестора, – указывает Маджар. – Но решающее слово осталось за молдавским правительством. И оно было сказано не в нашу пользу. Причем финальное решение было объявлено в последние часы перед уходом действующего правительства. Совпадение? Или символ? Пусть каждый ответит себе сам». Маджар выразила сомнения в способности румынской компании эффективно управлять портом – она только передает терминалы в аренду.

Порт Джурджулешть был главным и морским и торговым портом в Молдавии с интегрированной мультимодальной связью через речные, автомобильные и железнодорожные сети. Он обрабатывал более 70% импорта и экспорта страны, обеспечивая цепочки поставок и принося Молдавии экономические дивиденды. Фактически, как рассказал «НГ» представитель Железной дороги Молдавии, пожелавший не называть имени, именно порт сделал ЖДМ ненужной. К порту была построена железнодорожная линия, по ней с автотрасс уходило украинское зерно, которое затем по Дунаю и Черному морю поставлялось в румынский порт Констанца и далее – в страны Евросоюза.

Молдавский порт, построенный в 2006 году, стал востребован особенно после того, как украинский порт Рени, находящийся в 80 км от молдавского конкурента, был выведен из строя во время военного конфликта в Украине. Румыны поняли, что этот небольшой порт (по сравнению с той же Констанцей) в будущем, когда конфликт завершится, станет золотой жилой – Украину начнут восстанавливать, а все пути из ЕС в эту страну ведут через портовую логистику Джурджулешть. Кроме того, в порту есть нефтеналивной терминал емкостью 63 тыс. т, а также два зерновых терминала и контейнерный терминал для других грузов. Потеря Джурджулештского порта для Молдавии – это утрата одного из немногих рычагов транспортной независимости.

Бывший президент РМ Владимир Воронин раскритиковал действия молдавских властей по продаже Джурджулештского порта: «Они суетливо распродают все, что можно продать, перед тем как пуститься в бега». «Мы построили этот важнейший инфраструктурный объект с огромным политическим значением. Теперь оказывается, что вся эта огромная работа была проделана для того, чтобы кучка временщиков и государственных преступников-дилетантов безвольно уступила Джурджулештский порт черт знает кому», – пишет Воронин в соцсети.

В свое время представитель президента Украины Евгений Левицкий рассказал «НГ», что молдавские власти согласились отдать Украине автотрассу Одесса–Черновцы в обмен на 400 метров дунайского берега. Соглашение было подписано. Молдавия построила на бывшей украинской земле порт, но на днях продала его. А Украина осталась владелицей дороги, идущей по территории Молдавии, и теперь молдавские крестьяне не могут из одного села в другое перегонять скот – надо переходить дорогу, а она пограничная.

По словам Владимира Воронина, у нынешней сделки есть военно-политический смысл: «Бесконтрольное перемещение боевых грузов, а возможно, и живой силы вполне вписывается в логику политики НАТО в регионе. Реализация этой политики при помощи нынешних кишиневских властей в состоянии превратить Молдову в живую мишень. Это очень опасно».

Слова Воронина подтвердил и экс-министр безопасности РМ Анатол Плугару. Он сказал «НГ», что «президент Санду, открыв НАТО воздушное пространство, а также территорию, по которой могут передвигаться в сторону Украины войска и оружие, приведет к тому, что Россия сможет по нам нанести удары и они при этом будет легитимными». 


Читайте также


Гарантии безопасности для Украины обещают прояснить «вскоре после завтрашнего дня»

Гарантии безопасности для Украины обещают прояснить «вскоре после завтрашнего дня»

Наталья Приходко

Парижскому собранию добавят североевропейской решительности

0
1088
Планы применения ядерного оружия отработают сразу на двух учениях в Белоруссии

Планы применения ядерного оружия отработают сразу на двух учениях в Белоруссии

Владимир Мухин

НАТО и Украина готовят ответные действия на серию военных маневров, организованных РФ и ОДКБ

0
1688
Продажи новых автомобилей в России по итогам с начала года снизились на 25%

Продажи новых автомобилей в России по итогам с начала года снизились на 25%

0
749
Зеленский рассчитывает и на гарантии безопасности, и на российские активы

Зеленский рассчитывает и на гарантии безопасности, и на российские активы

Наталья Приходко

Киеву предложили сотрудничать с Москвой и Вашингтоном при покупке энергии, производимой на Запорожской АЭС

0
1752

Другие новости