0
667
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2010 00:00:00

Олег Табаков хочет вернуться к «Механическому пианино»

Тэги: табаков, чехов, пьеса


Я застал людей, знавших Чехова лично, но узнал их в том возрасте, когда, видимо, таково свойство памяти, человек помнит только самое главное. А живой человек всё-таки сложнее. Пожалуй, самую большую радость я испытал от книги англичанина Рейфилда, хотя ортодоксов, цитатчиков, возмущает фривольность изложения реальной жизни Антона Павловича, увлечённость, как они считают, физиологической стороной бытия. А я себя поймал на том, что после прочтения этой книги ещё больше люблю его.

И ещё. Я думаю, очень важную информацию – в том, что касается понимания того, что Чехов написал, я получал от отца. Он был врач, и знание несовершенства человека, ограниченности бытия земного я получил от него. Отец ушёл на войну 17 июля 1941 года, а вернулся 16 декабря 1945 года. Он мог остаться в тылу, был ассистентом академика, и у него имелась бронь, но он пошёл, потому что не мог не пойти. Отец был интеллигентом в первом поколении, а самым интеллигентным человеком на Руси, конечно, был Чехов.

О героях раннего Чехова

В драматургии раннего Чехова самое интересное – это, наверное, очевидность переходного периода от Островского к тому Чехову, которого знают все. Построения ещё вроде бы прежние, а человек уже другой. Герои Островского очень прочные, не могу сказать, что они ландрином покрыты, и у Островского – разные есть персонажи, но герои Чехова совсем без кожи. Вот эта бескожесть героев Чехова, когда сталкивается с традиционными построениями, мне кажется, даёт актерам удивительные возможности.

К съемкам «Неоконченной пьесы...» мы готовились довольно специфически. Мне кажется, Михалков ничего от нас вообще не требовал. Мы жили вместе долгое время, вместе ели-пили, играли в футбол. И вот из этого странного воздуха, которым мы жили, рождались, по-моему, самые удивительные вещи, – например, это странное вроде бы кривляние бегущего на корточках по полю Платонова–Калягина, на самом деле, как я это воспринимал, человек рыдал навзрыд и, дабы скрыть это, прикидывался вот так. Немирович-Данченко называл это знакомыми неожиданностями. Наверное, «знакомых неожиданностей» и добивались.

Пятнадцать лет назад я взял сценарий Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна, потому что у меня был актёр, который удивительно годился на роль Платонова, – Владимир Машков. По сути, надо было создать условия, чтобы он себя естественно проявил. Да и Марина Зудина, Ольга Блок-Миримская, Андрей Смоляков... Если начну перечислять, то многих назову. Потом я поставил «Механическое пианино» в Финляндии и финский спектакль представлял страну на европейском фестивале, о чём я говорю не к тому, чтобы отметить свои заслуги, а чтобы сказать, что я достаточно настойчиво обращаюсь к этому материалу.

Я думаю, мы скоро вернёмся к этой пьесе в нашем театре на Чаплыгина. Она мне представляется крайне необходимой и для зрителя, и для сегодняшнего репертуара. Для чего сегодня? Вернее – для кого? Для актёров, которые на моих и на ваших глазах становятся мастерами. По сути, это уже второе поколение мастеров театра, а может, даже и третье. Неоконченная пьеса Чехова – очень редкий материал для выявления таланта. Наверное, это будет совершенно неожиданный и режиссёр, и совершенно неожиданные актёры.

Здесь есть о чём говорить. Это история о том, как человеку человеком быть. «Гамлет» тоже вроде бы про то же самое. Но тут – о том ещё, что соблазнов и оправданий человеку не быть человеком – тысячи и больше, и все с пониманием к этому относятся, не все, конечно, но многие. И как тут человеку человеком быть?

На уровне физиологии

У Чехова – очень острое понимание конечности бытия. Причём скорой. Я весьма трезво отношусь к тому, что делаю, но вот об одной из работ хотелось бы сказать. Я сейчас собираюсь писать на радио «Скучную историю», где главное ощущение: сгусток жизни перед уходом в мир иной. О концентрате, что ли, жизни перед уходом. Вот об этом.

Главный спектакль

Главная пьеса, главный спектакль, который я видел в жизни, это «Три сестры» Немировича. Мне уже 74 года, а до сих пор ничего более совершенного, более прекрасного о человеке я не видел. Запись, которая сохранилась, конечно, ничего этого передать не может. Думаю, что записывали спектакль, когда актёры уже были не в форме, когда возраст вставал над всем, это уже был, можно сказать, довольно жестокий эксперимент над актёрским искусством. Я помню, как на улице Москвина я видел этот спектакль и сцену Вершинина и Маши из второго действия. Лет, наверное, 50 или больше прошло, а я помню её.

О сходстве

Аутоиронии Чехова хватало на то, чтобы не дефинировать, что, скажем, было то, а теперь – вот это, был человек одним, потом стал другим. Нет, он слишком, что ли, мощен для того, чтобы запоминать такие частности, – освобождение от хитинового покрова или что-то ещё. Поэтому радовался жизни, как дети, когда ограничивают их в еде, например, из-за аллергии или почему-либо ещё: нельзя есть, трогать даже нельзя, а они всё равно прорываются.

Я тоже умею радоваться жизни. В этом, может быть, наша единственная схожесть с Антоном Павловичем. Умею, потому что прихожу не с пустыми руками, если можно так сказать, имею отчёт о проделанном. Не с пустыми руками – это, правда, очень серьезная защита. Я думаю, что совершенство того, что выходило из-под его пера, перманентное совершенство – то, что защищает Чехова, так что никогда, никакому критику не удавалось умалить достоинство Чехова. Это очень важно.

О несовершенстве человека

Чехов слишком много знал о несовершенстве человека. Так много, что начинал жалеть человека. Чушь, когда говорят: не надо унижать человека жалостью, – вот Чехов жалел человека, а жалеть по-русски это – любить.

А с другой стороны, нет на свете другого писателя, который бы мог так написать сцену Маши с Вершининым, их разговор, когда некуда идти, чтобы быть вместе. В нём – какие-то совсем ранние, совсем ещё молодые, но пронзительные сигналы о несовершенстве мира и об опасностях, которые этот мир таит для человека, в него вступающего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
633
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
766
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
897
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
876

Другие новости