0
6905
Газета Воины и Армии Интернет-версия

22.05.2015 00:01:00

Законотворчество Минобороны не понравилось лоббистам ОПК

Тэги: минобороны, гособоронзаказ, госдума, законопроект, сергей собко, вооружение, татьяна швецова, опк, владимир гутенев


минобороны, гособоронзаказ, госдума, законопроект, сергей собко, вооружение, татьяна швецова, опк, владимир гутенев Фото Павла Сарычева (НГ-Online)

Промышленное лобби недовольно некоторыми положениями разработанного Минобороны законопроекта № 764700-6 о создании межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении гособоронзаказа (ГОЗ). При рассмотрении этого важного с точки зрения финансовых интересов государства и борьбы с коррупцией документа в минувшую среду на первом чтении в Госдуме поправки комитета по промышленности потянули почти на 20 страниц.

В основном поправки носят технический характер. Однако лоббисты принципиально против ускоренных сроков введения документа в действие уже с 1 июля 2015 года. Утверждается, что законопроект сырой и после его принятия предприятиям ОПК не удастся быстро «перестроить свою работу, что создаст предпосылки к нарушению законодательства в сфере ГОЗ».

В заключении комитета Госдумы по промышленности на законопроект, подписанном его председателем Сергеем Собко (фракция КПРФ), говорится о необходимости переноса срока его вступления в силу или создания переходного периода «в рамках одного или нескольких государственных контрактов в целях оценки последствий их применения». То есть лоббисты требуют окончательного принятия поправок о контроле за оружейными контрактами как минимум через два-три года. Это очень большой срок, если учесть, что старую систему такого контроля президент своими указами ликвидировал еще в сентябре 2014 года, когда по предложению премьера Дмитрия Медведева были упразднены Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Рособоронпоставка до этого находилась в ведении Минобороны и контролировала стоимость оружейных контрактов. Рособоронзаказ был в ведении правительства и отвечал за контроль качества оборонной продукции и борьбу с коррупцией. Работа этих ведомств была признана неэффективной, и премьер предложил создать новую систему контроля за выполнением ГОЗ, возложив контрольные функции за оружейным бизнесом на Минпромторг, ФАС и Счетную палату РФ.

В подготовленном в Минобороны законопроекте прослеживается иная схема. Роль Счетной палаты в ней почти не просматривается, а основная нагрузка по отражению прозрачности и контролю контрактов на производство вооружений и другой военной продукции ложится на специально уполномоченные банки, ФАС и Росфинмониторинг. Выступая перед депутатами в минувшую среду, замминистра обороны Татьяна Шевцова напомнила, что такие поручения были даны президентом, когда он еще в декабре 2014 года выступал с очередным Посланием Федеральному собранию.

Шевцова сообщила, что данный документ направлен на создание эффективных инструментов не только для контроля за использованием средств по ГОЗ, но и инструментов профилактики нарушений. «Законопроектом предполагается создание информационной системы о расчетах по ГОЗ, которая будет содержать всю информацию, поступившую от банков и других участников информационного обмена», – подчеркнула замминистра. По ее словам, к базе данных о расчетах по ГОЗ предусмотрен доступ госзаказчикам, Росфинмониторингу, ФАС и некоторым другим ведомствам в части их компетенции. «Институт уполномоченных банков, создание которого является необходимой составной частью предложенной системы, позволит обеспечить надежность расчетов, защиту информации, обеспечит прозрачность денежных потоков по ГОЗ, позволит привлечь банки к полноценному участию в контроле целевого использования бюджетных средств, предотвращению хищений и нецелевого использования средств», – отметила Шевцова.

Между тем у промышленных лоббистов есть много вопросов к разработчикам закона. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности единоросс Владимир Гутенев считает, что в законопроект по оборонзаказу «необходим целый ряд поправок, которые были выработаны промышленным сообществом». Депутат разделяет мнение сообщества в том, что помимо законопроекта необходимо принятие правительством других подзаконных актов, которые требуют времени, а значит, так быстро ввести в действие документ будет трудно.

Депутатов от промышленности не устраивают многочисленные детали, при которых будут заключаться и сопровождаться оружейные контракты. К примеру, законом предписывается головному предприятию вести так называемый реестр предприятий. «При этом кооперация первого уровня при строительстве атомной подводной лодки может включать сотни предприятий, а каждый последующий уровень кооперации может увеличивать перечень предприятий на порядок. В таких условиях корректное ведение реестра кооперации головным исполнителем по всей цепочке кооперации выглядит нереализуемым, особенно при наличии договорных отношений у головного исполнителя только со своими исполнителями», – отмечает в своем заключении комитет по промышленности. В таком же духе обращается внимание на другие нерешенные «тонкости» законопроекта. «Это касается в первую очередь норм законопроекта, связанных с формированием полной кооперации всех организаций, участвующих в исполнении государственного контракта, положения о финансировании каждого контракта через отдельный счет, открытый в уполномоченном банке, а также условий госконтрактов в части увязывания сроков поставки военной продукции со сроками перечисления аванса головному исполнителю», – отмечает Владимир Гутенев.

Впрочем, правительство законопроект поддержало. В том числе и финансовые затраты на его реализацию. А они немалые – более 1,3 млрд руб. только на 2015 и 2016 годы. Заметим, что в связи с расформированием Рособоронпоставки и Рособоронзаказа Минобороны и другие ведомства сформировали у себя соответствующие структуры. Уже в прошлом году сразу после реорганизации Рособоронпоставки в военном ведомстве трудоустроили более 500 сотрудников из этого агентства. Основной костяк специалистов был определен в департамент государственных закупок, который, по сути, продолжил выполнять функции Рособоронпоставки. Кроме того, в прошлом году в Минобороны была воссоздана служба внутреннего финансового контроля, которая была фактически разрушена, когда военным ведомством руководил Анатолий Сердюков. Штат этой службы – около 350 человек.

«К сожалению, у нас продолжается практика, когда ведомство во многом контролирует само себя. Здесь мало эффективности и много бюрократизма», – отмечает военный эксперт Владимир Попов. Он считает, что значительные поправки от промышленного лобби в закон о межведомственной системе контроля ГОЗ связаны с тем, что его готовили не финансовые институты государства, а Минобороны. Это, конечно же, не его функция. «Численность чиновников-контролеров у нас растет, а коррупция, особенно в оборонной сфере, куда направляется каждый пятый рубль бюджета страны, по-прежнему зашкаливает», – делает неутешительный вывод военный эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
504
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
409
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
527
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
518

Другие новости