0
3846
Газета Люди и положения Интернет-версия

11.10.2013 00:01:00

Захаров и авось

Тэги: Захаров, юбилей


Захаров, юбилей

Захаров как никто умеет высекать искру из своих актеров. 
Фото Александра Шалгина (НГ-фото) 

Марк Анатольевич Захаров (род. 13 октября 1933 г.) – советский и российский режиссер театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991). Сюда же, к этому стандартному биографическому зачину, добавим, что сегодня, вернее – завтра-послезавтра, то есть к упрямо надвигающемуся 80-летию, его и награждать нечем: он – среди немногих, кто уже имеет все четыре степени ордена «За заслуги перед Отечеством», последнюю, а вернее – первую степень он получил пять лет назад, к 75-летию. Остается, правда, недавно возрожденная звезда Героя труда, которой он, конечно, достоин. 

А из четырех имеющихся у него Госпремий первую – Госпремию СССР – он получил в 1987-м за «Юнону» и «Авось» и «Диктатуру совести». Спектакль «Диктатура совести» Михаила Шатрова, который имел в подзаголовке такие слова: «Споры и размышления 1986 года в двух частях», стал одним из главных событий не только театральной, но равно и общественной жизни, это был, если угодно, один из последних и по сию пору примеров, когда театр, спектакль влиял на общество, вставал на равных в ежедневных разговорах о судьбах страны, ее прошлом, настоящем, которые, как уголь в топку, тогда ежедневно подбрасывали газеты и журналы. Задуманный как такой вот «театральный» «суд над Лениным», этот суд с участием и репликами генерала Карбышева, Энгельса, а также Петра Верховенского из романа Достоевского «Бесы» (это был первый в советские годы выход героев романа на сцену!) так и остался первым и последним. До дела не дошло. Захаров попытался начать эту работу, начал с себя, когда поджег свой партбилет, о чем, кажется, до сих пор жалеет, ему потом столько раз припоминали эту историю, столько раз… Впрочем, Захаров – как раз из тех, кто к штыку приравнял перо, для кого слово, произнесенное со сцены, имеет вес, в этом смысле он – идеалист, подкрепляющий свою веру в силу театрального слова размышлениями об энергии космоса, которая, наверное, существует. В «Ленкоме» – точно есть! 

Про «Юнону» и «Авось» хочется сказать особо. Билеты на спектакль и сегодня остаются твердой валютой, хорошие приходится искать за два-три месяца, потом – покупать у спекулянтов, с наценкой, как когда-то их продавали в кассе «с нагрузкой», то есть с двумя, а то и четырьмя билетами на какую-нибудь совсем не востребованную муть. 

Несколько лет тому назад в «Ленкоме» отмечали юбилей спектакля, который идет – внимание! – с 1981 года.  Одна за другой выходили на сцену все новые и новые Кончиты, всего – пять, в том числе и самая первая, Елена Шанина. И когда в финале вся публика утирала слезы, я подумал о том, какая же жесткая конструкция в этом спектакле, не только та, которую выстроил художник Олег Шейнцис, но и та, которую заделал Захаров. Когда Хрущев затевал массовое жилищное строительство, как известно, ни он, ни кто другой и не думали, что этим пятиэтажкам предстоит пережить рубеж тысячелетий, а вот тем не менее стоят, не разваливаются. Конструкция Захарова оказалась и прочнее, и, конечно, эстетически – много совершеннее. Точно он нажимает на клавиши или кнопки – и зал смеется или плачет. Там, где ему нужно. Надо, конечно, сказать еще, что Захаров – из тех, кто умеет собирать хорошие компании. В театре без этого трудно, почти невозможно, но Захаров – именно мастер, у него талант сколачивать такие дуэты, трио, квартеты и ансамбли, где талант каждого не приплюсовывается к другому, нет, происходит умножение и – взрыв. «Юнона» и «Авось» – это Захаров, Рыбников, Вознесенский и Шейнцис. Плюс, вернее – умножить на Караченцова и Шанину, а сегодня в этой арифметике участвуют Певцов, Раков, Волкова и Зайкова. 

В кино примерно та же история вышла с «Белым солнцем пустыни». Как у Райкина: «Кто сшил костюм? Кто это сделал?» – «Мы!» Но там, у Райкина, это были плохие «мы», а в «Белом солнце пустыни» – потрясающая команда, где сценарий писали Ежов, Ибрагимбеков и Захаров, а снимал потом Мотыль. Захаров – автор знаменитых и замечательных писем: «Любезная моя Екатерина Михайловна!..» Кстати, он еще и к «Земле Санникова» написал сценарий, тоже очень хороший, со множеством скрытых и явных шуточек.

К слову, он и в спектаклях умеет высечь искру неожиданным соседством, когда приглашает в компанию к Чехову, например, Аристофана – как в недавней, последней по времени премьере «Ленкома», в «Небесных странниках». Ну, правда, кто читал… нет, не так – кто хотя бы раз в жизни НАЧИНАЛ читать «Птиц» Аристофана?! Спасибо, опустите руку, Марк Анатольевич! А он – и начал читать, и, кажется, сумел дочитать до конца и обнаружил возможность такого вот удачного мичуринского опыта – скрестил «Птиц» с «Черным монахом» и «Попрыгуньей». Получилось!

Одного «Мюнхгаузена» хватило бы, чтобы Захарова полюбили все. 	Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»
Одного «Мюнхгаузена» хватило бы, чтобы Захарова полюбили все.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Он умеет – опять же, как немногие, как мало кто, как – он один, Марк Захаров, – высекать искру, нет, вернее сказать – добывать электричество из актеров, которые в других случаях и в других театрах, можно предположить, отказывались бы выходить вместе на одну сцену, все же – гении, большие таланты. У него – редчайший театр, где еще недавно на одну сцену и в одном спектакле могли выходить сразу три народных артиста СССР – Чурикова, Янковский, Броневой. И это был не парад звезд, а спектакль. Ему верят молодые, которые опять же в других случаях и других театрах диктуют завтруппой свои правила и качают права, а тут… Иногда кажется, даже великие, даже нынешние теле- и кинозвезды его побаиваются, его, старого льва. Почему? Я спросил у него недавно. Говорит: может быть, верят, что здесь процентов на 90 гарантирован успех. Может быть, так.

Про компанию, раз уж речь о ней зашла. Для «истоков творчества» Захарова, конечно, существенное обстоятельство – что начинал он (в Москве, поскольку до того был еще Пермский областной драмтеатр, который сегодня гордится этим знакомством) в Студенческом театре МГУ, там успел «наследить» так, что театр вскоре был подзакрыт, как логово чуждого абстрактного гуманизма и прочих неприятностей. Захаров успел там поставить «Дракона», это – первый официальный его там спектакль (а последний на сегодня снятый им фильм – «Убить дракона», по той же недоброй сказке Евгения Шварца), следующий спектакль – «Карьера Артуро Уи», дальше – «Хочу быть честным» по Войновичу… Сейчас думаешь: в начале 80-х, из-за разъехавшихся по разным странам авторов, половину его спектаклей и назвать-то было нельзя! Вот еще тема для диссертаций, кандидатских, а может, и докторских – брехтианство Захарова, имея в виду, что за «Карьерой Артуро Уи» последовала «Мамаша Кураж», а корни и приметы брехтовского театра можно обнаружить во многих, может быть, во всех лучших спектаклях режиссера. Портрет Брехта, как известно, украшает фойе Театра на Таганке, но  с не меньшим на то основанием мог бы повесить у себя в «Ленкоме» Марк Захаров. Кстати – о портретах. Над столом худрука сегодня – фотографии любимых художника и соавтора его на протяжении многих-многих лет Олега Шейнциса и двух директоров, Экимяна и нынешнего – Варшавера. Про Экимяна он рассказал в своей книжке одну историю. Лестницу театра много лет украшала картина «Ленин выступает на Третьем съезде комсомола». И во время очередного ремонта Захаров решил ее убрать. А директор, Экимян, начал Захарова отговаривать: не надо, узнают, неприятности будут… Захаров не послушал директора, но, едва вошел в свой кабинет, раздался звонок из райкома: правда ли, что вы тут портрет Ленина решили снять у себя в Театре имени Ленинского комсомола? Тогда пришлось вернуть картину на законное место. Но спектакль о Ленине в его театре тоже был революционным не только по названию («Революционный этюд»), Ленина играл Янковский. Без грима. Клару Цеткин – Татьяна Пельтцер… И этот человеческий Ленин тогда был очень нужен, нужнее даже, на мой взгляд, чем сегодня – вынести тело Ленина из Мавзолея. 

Можно долго говорить о революционном характере его житейской комедии «Проснись и пой!», снятой на телевидении, спектакль и сегодня смотрится с удовольствием, хотя какие-то тогда очень важные, невероятные его моменты сегодня уже приходится объяснять – почему и что тогда было говорить со сцены нельзя. А он вот – смог и сказал. 

Ну вот. Надо, надо сказать про кино. Одного «Мюнхгаузена» хватило бы, чтобы Захарова полюбили все, кто считает себя умным человеком, даже если вслух не признается в этом. Эти фразы! Эти актеры! Его актеры – Янковский, Броневой, Чурикова, Ярмольник… Естественно, наиважнейшей фигурой в этой компании, кино- и театральной, был Григорий Горин, писавший для Захарова и пьесы, и сценарии к фильмам. Хорошее кино, с теми же уже упомянутыми кнопочками: он нажимает – все смеются. Нажимает – и плачут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
565
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
650
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
354
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
235

Другие новости