0
6349
Газета Люди и положения Интернет-версия

06.02.2015 00:01:00

Зураб Церетели переживает за сохранение академической школы

Тэги: церетели, культура, искусство


церетели, культура, искусство По словам Церетели, художник должен каждый день рисовать, чтобы не потерять ощущение цвета и света. Фото автора

Разговор с Зурабом Константиновичем Церетели простым не бывает. И дело не только в том, что к любимым мыслям он возвращается не раз. Даже заседание президиума Академии художеств он с удовольствием превращает в застолье, что уж говорить о визите журналиста? Разговор за столом неспешно перетекает в прогулку по залам его галереи. Естественно, время от времени, и нередко, звонит телефон, который он берет сам, а если перебирается в мастерскую и в руке – кисть, сверкающую золотом трубку приносит кто-то из помощников. За мольберт он встает с видимым удовольствием, присутствие постороннего нисколько его не смущает, он, кажется, вовсе забывает, что шел какой-то разговор, паузы Церетели не напрягают: он может говорить, а может не говорить. Спрашивайте – отвечаем. В январе ему исполнился 81 год, в феврале прошлого, к 80-летию, его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Мне кажется, Церетели к наградам все-таки неравнодушен, хотя говорит об этом с видимой отстраненностью: «Получил четвертую, и теперь полный кавалер».

Еще одним «подарком» к юбилею стало решение о передаче собственности Российской академии художеств (РАХ) Минкульту. Это не было какою-то специальной акцией против Церетели, нет, просто реформа Академии наук неминуемо добралась и до Академии художеств. Реформа РАХ еще не закончилась (обещают окончательно разобраться к середине года), пока что в пользу Министерства культуры выведены образовательные учреждения – столичный Суриковский институт, Московский академический художественный лицей, Санкт-Петербургский институт им. Репина и Петербургский же лицей им. Иогансона. За академией остаются, в частности, учрежденные ею НИИ, музей и библиотека. С возможностью послевузовского образования в РАХ есть вопросы – их вроде бы еще будут обсуждать с правительством. Зураба Константиновича больше всего волнует сегодня школа, он показывает письма – к Путину, к Медведеву, к Ольге Голодец, под каждым – несколько страниц с подписями академиков, народных художников СССР и России, все просят, главное, сохранить академическую школу. «Опасность есть, что школа потеряется, – говорит он и тут становится страстным, кажется, будто вышел на трибуну и обращается не ко мне, я с ним согласен, а к тем, кто не понимает этой важности. – Сейчас весь мир завидует России, что у нас есть уникальнейшая школа, специальные институты, которые воспитывают художников. Есть вещи, которые каждый художник должен знать… Академическая школа: увеличение, резиновая форма, восковая форма… Это – целая наука. Если ты не будешь это показывать, не будешь этому учиться, всё – школа умрет… Что такое колорит… Художник это обязательно должен знать». Задумывается. Потом продолжает: «Я не против вмешательства государства, наоборот, мудрое государство эту школу сохранило, спасибо ему за это, но теперь главное – всё это не разбазарить. Разбазарить можно в одну минуту, а заново построить школу – это столетия нужны, даже не сто лет, а больше. В академии художник мыслит академически, а не на покупателя… Вот в этом я вижу опасность – в том, что художники будут думать не об искусстве, а только о покупателе. Тогда будет одно только салонное искусство, а академического не останется».   

Кто-то звонит ему. Зураб Константинович отвлекается, за первым разговором следует второй, тут кто-то к нему подходит, разговор переходит на грузинский, Церетели распаляется, успокаивается так же мгновенно и начинает разговор с самого начала. Доходит до того момента, на котором мы прервались: «Какие-то функции у академии остаются, конечно, мы ведь отделения по всей стране открыли, но главное – это образование. Много чего остается, но учебная школа может потеряться. Не будет школы – ничего не будет». От разговора о профессии, о том, что в России сегодня нет, например, литейщиков и поэтому очень важно сохранить не только высшее образование, но и среднее специальное, то есть художественные техникумы, беседа естественно выруливает к его Колумбу, 126-метровому монументу, который вырос прямо в океане, окончательный монтаж которого он лично контролировал год назад, две недели – каждый день. «Монтируют рабочие. А вы что делаете? Ходите и подгоняете их? Или просто ругаетесь?» – «Я не ругаюсь, – кажется, будто даже немного обижен Церетели. – Там две тысячи деталей было, откуда рабочие знают, где рука там или спина?! Я собираю, а они уже сваривают…» И снова разговор выруливает на школу: «Народ уже не знает, что такое исполнительский момент, что значит художественную идею реализовать, довести до конца… Надо воспитывать художников и исполнителей тоже надо не просто учить – воспитывать надо. Раньше был техникум, после техникума рабочие шли на комбинат Вучетича… Я в академии каждую неделю провожу мастер-классы, показываю детям, как создавались скульптуры, это все важно знать… Я борюсь только за то, чтобы школу не потерять, а больше нам ничего не нужно».

Школу, конечно, лучше бы сохранить в нынешнем виде, но опасности, что учебные программы могут изменить в Суриковском институте в Москве или в петербургском Репинском, пока нет. Церетели напоминает о том, какое значение имело изобразительное искусство в прежние годы: «В мирной жизни об изобразительном искусстве забывают часто. Забывают, что Гитлер художников хотел расстрелять, которые карикатуры на него рисовали, называл их личными врагами!.. Искусство сыграло огромную роль в годы войны, это надо ценить!..» Настроение у него, кажется, портится от невеселых мыслей, но вдруг он оживляется: «Хочу рисовать» – встает и направляется в сторону лифта. По дороге рассказывает, что в день может написать две-три маленькие картины или большую одну. Я спрашиваю: «В зависимости от настроения?» – «В зависимости от сюжета. Настроение у художника всегда должно быть хорошее». На этот счет у Церетели целая философия: «Чтобы картины были грустными, надо быть грустным, а я не грустный. Плохие люди могут испортить настроение, поэтому с плохими людьми стараюсь не общаться».

Я встаю у него за спиной и тут чувствую некоторую неловкость. Но художнику никто и ничто не мешает: «Как пианистка каждый день тренируется, так и художник должен каждый день работать, рисовать, чтобы не потерять ощущение цвета, света. Это как экзамен для глаз, для руки».

Вокруг, на каждом конце стола – натюрморты, сложенные уже для мастер-классов, которые Церетели проводит здесь для детей. И рисунки – у каждого свой цвет, и даже предметы, кажется, не одни и те же. «Дети растут, – говорит Церетели, – по-разному развиваются, им не нужно мешать. У меня к ним отцовское отношение. Пусть все будут разные. Вот при социализме все одинаково жили, одевались, мыслили – не положено было по-другому. А сейчас у всех всё по-разному».

Перед ним в бутылке стоит цветок, вернее, несколько цветов. На палитре – щедро, кажется, целыми тюбиками, выдавлены краски. Палитра – размером, по-моему, метр на метр, сама – произведение церетелиевского искусства. Музыка звучит – грузинские народные песни. Они ему помогают, от этих песен у него улучшается настроение. Эти же цветы он уже рисовал – вот одна картина, уже законченная, рядом – еще одна. Но тогда было, видно, другое настроение, и цветы все – другого, не сегодняшнего цвета.

«Цветы всегда разные. Как женщина», – говорит Церетели так же серьезно, как еще недавно говорил об академической школе, которую надо во что бы то ни стало сохранить. И долго еще рассказывает о том, как по-разному могут сочетаться цвета, желтый и синий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
648
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
753
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
394
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
268

Другие новости