0
1937
Газета Кино Интернет-версия

13.12.2010 00:00:00

Человек и министр

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Две Фурцевой. В данном случае обе – ненастоящие.
Кадр из фильма

На прошлой неделе Первый канал вовсю трубил о грандиозной премьере, приуроченной к столетию со дня рождения женщины, которая была заметной политической фигурой в СССР на протяжении нескольких десятилетий. Фильм сначала назвали «Екатерина Фурцева. Последняя глава», однако название, видимо, оказалось недостаточно громким, и фильм назвали «Екатерина III».

На прошлой неделе министру культуры СССР Екатерине Фурцевой исполнилось бы 100 лет. В последние годы советской власти и после нее за Фурцевой как-то прочно закрепилось прозвище «ткачиха», и лишь недавно – можно вспомнить большую, посвященную Фурцевой, программу Виталия Вульфа – стало понятно, что Фурцева заслуживает по меньшей мере более сложного отношения. А впрочем – и лучшего. И вот – к юбилею – фильм на Первом канале.

Режиссером выступил известный производитель сериалов Олег Штром, что во многом определило общее настроение картины.

Лента заявлена документально-художественной. Этот жанр сейчас любят еще обзывать докуфикцией. За часть «доку-» у Штрома отвечают немногочисленные отрывки из документальной хроники с участием Фурцевой и короткие интервью с людьми, которые имели прямое или же косвенное отношение к ней. Круг их в фильме достаточно узок: на камеру говорят Майя Плисецкая, Олег Табаков, Галина Волчек, Владимир Наумов, Юрий Любимов, Сергей Хрущев, правнучка героини Катя Фурцева и Наталья Корнеева – автор книги «Екатерина Фурцева. Политическая мелодрама».

Сдается, книга во многом и вдохновляла создателей фильма, только уцепились они не за политику, а за мелодраму, справедливо рассудив, что нынешний зритель охотнее будет внимать сердечным переживаниям, чем следить за играми в большой политике.

Пора на сцену выпускать «фикцию». И ее как раз столько, чтобы вместе с документальным материалом вышло на три серии, по пятьдесят минут каждая. Художественная вымышленность в фильме построена как дневниковые комментарии самой Фурцевой (ее играет артистка Евгения Дмитриева). Героиня проходит через все официально известные события своей жизни, рассказывая о них от первого лица. Рассказывая сентиментально, с горестью, так, как это представляется сценаристкам Ольге Князевой и Светлане Зеленовой. И с каждым комментарием из уст Дмитриевой, говорящей за Фурцеву, сериальная стерильность игровой линии в фильме гнетет все больше и больше, все меньше становится понятно, как из провинциальной ткачихи получился секретарь ЦК КПСС, а потом член Президиума ЦК и министр культуры СССР. И ловишь себя на желании переключиться скорее на документальную вставку или, на худой конец, на интервью. А то уж больно много условностей: как минимум проходит несколько экранных десятилетий, а героиня не стареет вовсе.

Нет, определенно, есть и находки – например, озвучено распространенное заблуждение про Минкульт: «Министерство незаметное и никому не нужное, это ж не промышленность и даже не наука». Да и сам фильм, даже если в нем иные акценты, – это прекрасный предлог вспомнить и поговорить о действительно выдающейся женщине, которая сделала немало для культурной жизни своей страны. У Штрома мелькнула выставка «Джоконды» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина и гастроли la Scala в Большом театре. Список заслуг далеко не исчерпывающий. По инициативе Фурцевой впервые в Москве провели Международный музыкальный конкурс имени Чайковского, был возобновлен Московский международный кинофестиваль, создан Театр эстрады, Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац, знаменитый городской Дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах, построен Цирк на проспекте Вернадского, Государственный концертный зал «Россия», открыт книжный магазин «Москва» на Тверской. И еще много-много всего сделано.

Сейчас как-то принято, говоря о прошлом, сильно его переосмысливать и осовременивать, чтобы сделать популярным. Так вот и случилось с очередной кинопроекцией, снятой с жизни Екатерины Фурцевой. А может, иногда нам стоило бы держаться за былое покрепче и вспоминать пословицу, которая была в большом ходу в советские годы: «По делам о человеке судят».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
601
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
392
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
633
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
734

Другие новости