0
4853
Газета Кино Интернет-версия

13.02.2014 00:01:00

Шиллер в центре любовного треугольника

Тэги: кинофестиваль, берлин


кинофестиваль, берлин Шиллер и его возлюбленные. Кадр из фильма

Фестиваль перевалил за половину. Конкурс, казавшийся соревнованием «темных лошадок», пока явного фаворита не продемонстрировал. В нем изрядное число немецких лент – каждый из больших фестивалей таким образом подыгрывает отечественному кинематографу, Берлинале – не исключение. Включая их в международное соревнование, кураторы автоматически выводят их на арену внимания. Стоило ли это делать – вопрос.

Немецкое кино в конкурсе 64-го Берлинского фестиваля – во многих гранях. Ощущения какого-либо подъема национального кинематографа нет, и единственное, что можно маркировать знаком «плюс» – актерская школа (особенно отрадно, что много молодых актеров-звезд). Рональд Церфельд и Флориан Штеттер практически не сходят с фестивального экрана. Вместе они снялись в костюмном фильме Доминика Графа «Любимые сестры». Это история того любовного треугольника, что с момента знакомства и на долгие годы установился между Фридрихом Шиллером и сестрами Ленгефельд. Одна из них со временем стала законной супругой поэта, вторая до конца его дней оставалась любовницей. Шиллера сыграл худощавый Штеттер – обладатель истинно романтической внешности и нервного темперамента. В роли не столь блестящего, но благородного человека, верного друга Шиллера корпусной Рональд Церфельд смотрится тяжеловесом. «Любимые сестры», наверное, наиболее интересный из конкурсных немецких фильмов. Добротность и академизм повествования в нем парадоксально сочетаются с историей смелой, нестандартной любви «на троих». В общем-то национальный гений Шиллер в фильме Графа – функциональный персонаж, позволяющий развернуться полноправным героиням – Шарлотте и Каролине Ленгефельд. 

Второй раз на красную дорожку фестиваля Флориан Штеттер вышел, представляя фильм Дитриха Брюггемана «Крестные муки». Тут актер преобразился в пастора, который ведет что-то вроде воскресной школы при церкви маленького бюргерского городка. 14-летняя девочка Мария, одна из его учениц, необычайно восприимчива к рассказам о пути Христа, она отличается от других сверстников глубиной восприятия Писания и способностью «примерять» деяния святых на себя. Мария решает принести себя в жертву младшему братишке, который в четыре года все никак не заговорит (хотя мальчик не немой). Кажется, будто ее мало что привязывает к суетному миру, и она осознанно идет на смерть. Отказывается надевать теплую одежду, есть и пить. Естественно, как только Мария на больничной койке испускает последний вздох, братишка открывает рот и впервые в своей жизни произносит отчетливую фразу: «А где Мария?» Фильм сделан гладко и культурно, но вторичен в своем желании развенчать туповатую религиозность иных жителей Северной Европы. Такой холодный взгляд, беспощадный скальпель-лаконизм и существование в диалоге с главными сюжетами христианской культуры гораздо раньше и с большим эффектом демонстрировали Ларс фон Триер, Ульрих Зайдль, Михаэль Ханеке. Вряд ли картина Брюггемана выделилась бы из ряда среднего европейского арт-мейнстрима на тему религии в современном просвещенном обществе, если бы не счастливое включение в «немецкую квоту» Берлинале. 

Как об авансе можно говорить и о включении в основной конкурс картины Фео Аладаг «Между миров». Эта хрупкая блондинка сняла фильм о настоящих немецких мужчинах на войне в Афганистане, полный нескрываемо женского любования брутальным миром военных. Несколько лет назад Аладаг заявила о себе фильмом «Чужая». Картина про немецкую турчанку на пути к свободе личности была небезупречной, но довольно живой. Нынешний фильм совсем неуклюже преследует цель воспеть сильных и добрых европейцев, способных не только усмирять на чужой жаркой земле талибов, но и проявлять благородство, широту взглядов в отношении к чужой культуре. После финальных титров на премьере раздались, естественно, аплодисменты, но в них отчетливо можно было расслышать крики «Пропаганда!». Действительно, серьезно отнестись к сказке про рыцарей-миротворцев нельзя. Герой Рональда Церфельда (здесь актер сыграл центральную роль) – офицер немецкой миссии в Кундузе – подтянут, храбр, добр к старикам и детям, из кожи вон лезет, чтобы устроить судьбу переводчика-афганца и его сестры. Вдобавок ко всему фильм полон приемов, позволяющих причислить его к категории «дамского» кино: кадры многозначительно растянуты во времени и полны красот (горные пейзажи, обаятельные босоногие дети, мускулистые тела солдат etc), сентиментальная музыка звучит практически неумолчно и совершенно не позволяет сосредоточиться на страшном материале в основе истории. Вряд ли что-то светит фильму Фео Аладаг при раздаче призов Берлинале. Но для внутреннего проката, видимо, такой старт – уже победа. На премьере присутствовала министр культуры, а телекамер было не меньше, чем на премьере нового фильма Ларса фон Триера. Возможно, «Между миров» еще тем так важен немцам, что снова демонстрирует способность нации чувствовать какую-то коллективную вину – в данном случае вину просвещенных европейцев перед обездоленными афганцами, чьи земли и жизни то советские военные контролировали, то американские.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
311
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
220
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
309
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
403

Другие новости