0
4939
Газета Кино Интернет-версия

17.04.2014 00:01:00

Мельницы его сердца

Тэги: кинопремьера, ксавье долан


кинопремьера, ксавье долан Ксавье Долан – снова актер и режиссер в одном лице – снял чувственный фильм. Кадр из фильма

Четвертый фильм 25-летнего киновундеркинда Ксавье Долана кто-то серьезно считает психологическим триллером. Говорят, обращение к жанру – признак взросления порывистого юноши из Квебека, любимца мировых кинофестивалей. Но юноша этот тем и хорош, что следует авторским путем, не соглашается на соблазнительные предложения боссов большого коммерческого кино (а таковые поступают). 

И «Том на ферме» лишь внешне укладывается в некоторые параметры триллера – есть в нем закадровое присутствие какой-то тайной силы. Но не стоит думать, будто это просчитанная мера воздействия на публику. Долану есть чем поразить  зрителя и без испытанных механизмов. Прежде всего он делает очень чувственное кино, интуитивно сочетая музыку, колорит, ритм движения камеры. Его фильм буквально дышит, подчиняет своему пульсу человека в зале. О музыкантах говорят: «У него абсолютный слух». У Ксавье Долана – абсолютное чувство кино, он инстинктивно управляется с этой сложной материей, тогда как значительно более опытные его коллеги в муках рождают сомнительные произведения. Может, все дело в том, что он начал делать кино очень рано, без оглядки, с той уверенностью в собственном таланте, что свойственна юности. Примечательно, что, отвечая на глубокомысленные вопросы о связи «Тома на ферме» и классического триллера «Психо», Долан признался, что не видел фильма Хичкока…

Долан снова выступил актером и режиссером в одном лице. Сам сыграл главного героя – столичного пижона с осветленными кудрями. Он приехал в деревню на похороны любовника. На ферме заправляет мать усопшего – властная Агата. Она, может, и догадывается о предпочтениях ушедшего сына, но молчит, и разговоры на эту тему Тому сразу строго-настрого запрещает брат покойного Франсис. Этот брутальный фермер налетает на разодетого гостя с агрессией, в которой слышится что-то кроме обычного неприятия мужчиной собратьев другой ориентации. Постепенно выяснится, что этот накачанный мужик  всю жизнь находится под каблуком у матери. И к умершему брату он испытывал не только досаду по поводу «испорченности», но и зависть – ведь тот вырвался с фермы. 

Фильм начинается с того, что Том мчится на машине по сельской дороге – один в бескрайних полях и перелесках. Он включил музыку на всю катушку, звучит заезженная, но от того не менее всеми любимая песня Леграна «Мельницы моего сердца». Том подпевает и плачет – сцена простая, но действует сильно, как подействовал бы в жизни вид человека, только-только потерявшего любимого. Долан не боится показаться сентиментальным или повториться – просто снимает, как дышит. «Том на ферме» – не первый фильм, где он сам предстает в образе гея, но никакой бравады и лихости нет  в этом. Есть живые чувства, понятные всем людям. 

В родном доме своего возлюбленного Том находит страх, пуританскую иерархию подчинения старшему. Почему он остается здесь дольше, чем того требует траурный этикет? Постигает азы фермерской жизни, даже коров доить учится. Потому что тоже подчиняется – странной воле Франсиса. Брат покойного явно из тех, кто в детстве мучил лягушек и пришпиливал бабочек к занавеске. И к Тому у него нездоровый интерес. Хлипкий городской блондин вызывает у него ярость и влечение. Фрейд бы обрадовался, заслышав такую историю, и разобрал бы случай в деталях. Долан-режиссер и исполнитель роли Франсиса Пьер-Ив Кардинал создали интересный образ – в нем намешаны полярные чувства, и, сталкиваясь, они высекают искры. Франсис кичится тем, что он «мужик», но очевидно, что неласковая мать передала сыновьям глобальный страх перед женщиной как таковой. Появление Тома открывает страшные глубины в натуре Франсиса. Игра в кошки-мышки приносит страдание не преследуемому, но охотнику. Том лишь пребывает в странном безвольном гипнозе, сносит издевательства Франсиса, будто понимает, что происходит с этим брутальным на вид мужиком. А Франсис переживает мучительное перерождение. Патриархальное воспитание сопротивляется «нестандартному» влечению к мужчине. Высшая точка накала этой линии в фильме – танго, которое танцуют Том и Франсис в коровнике. Непростая любовь расцвела на ферме. 

«Том на ферме» участвовал в конкурсе 70-го Венецианского кинофестиваля и удостоился там приза ФИПРЕССИ. Международное жюри кинокритиков в очередной раз поддержало изысканное и смелое кино. Российский прокат картины, конечно, не широк. Она явно не удовлетворяет чаяниям нынешних идеологов культуры. Хорошо, что их инициативы по ограничению показа «неправильного» кино еще не вступили в силу. Фильм «Том на ферме» мы можем увидеть. А попадут ли к нам следующие картины Ксавье Долана – посмотрим.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1517
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3902
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2169
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2444

Другие новости