0
5642
Газета Кино Интернет-версия

02.08.2017 00:01:00

Григорий Заславский. Помни, где вход, а где выход

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – обозреватель отдела культуры «НГ», ректор ГИТИСа.

Тэги: документальное кино, антон калюжный, кинопремьера, выход, бейсджампинг, критика


документальное кино, антон калюжный, кинопремьера, выход, бейсджампинг, критика Фото Gettyimages

Театральный критик пишет про кино в нескольких исключительных случаях. Первый: фильм снял кто-то из знакомых, кому неудобно отказать. Второй: в фильме есть что-то, роднящее кино с театром. Третий: фильм так задел, что театральный критик забывает о том, что во всех других случаях его раздражает, что у нас все разбираются в театре и в медицине, и не в силах молчать он садится и пишет. Мой случай – третий.

«Выход» – новое российское кино. Документальный фильм, который выходит в прокат, что нельзя назвать событием экстраординарным, поскольку уже несколько лет документальные фильмы наравне с художественными показывают в кинотеатрах, и многие такие фильмы пользуются не меньшим успехом, чем «фикшн». Тенденция, в общем, одинаково заметная и в литературе (там это случилось даже много раньше), и в театре, где разнообразные «доки», вербатимы и прочие близкие по духу жанры занимают внимание режиссеров и публики уже второе десятилетие (если считать с момента рождения Театра.doc).   Французский фильм «Океаны», наш «Тимур Новиков. Ноль объект», недавний немецкий «Манифесто», а еще – «Без ума от Тиффани», «Дэвид Линч: жизнь в искусстве» и так далее и так далее.

Час пятнадцать (по театральной привычке так и тянет добавить: без антракта), в которых уместились несколько жизней и – увы – несколько смертей. Человек, только-только улыбавшийся в камеру и строивший планы не только на ближайшие несколько минут захватывающего полета, в следующем эпизоде уже покоится под деревянным крестом и убитые горем вдова и дети слушают молитву во славу бессмертной души.

В уже появившихся в Интернете анонсах фильма Антона Калюжного написано, что «бейсджампинг является одним из популярнейших видов спорта. Каждый год им увлекаются сотни людей... Фильм... рассказывает о бесстрашных людях, совершающих просто невероятные трюки и рискующих своими жизнями ради нескольких минут удовольствия и сумасшедшего адреналина в крови. Таких называют бейсджамперами. Это спортсмены, которые совершают прыжки с парашютом, но не обычные, а с «выкрутасами»... Эмоциям тоже нужен выход!.. Режиссер... сам занимается этим видом спорта и знает, о чем говорит...  Это... полное погружение в экстремальную жизнь...» Анонс – вообще не тот жанр, от которого ждут всю правду, краткость – и та не позволяет. В данном случае историю, снятую Калюжным, можно было бы сравнить с рассказом, например, страстного, даже неистового сектанта, который спустя годы избавился от мучительной зависимости. Но еще больше оснований сравнить эту киноповесть с любимой структурой монологов Жванецкого. Из более или менее недавних – про съезд знаменитых евреев: «Знаменитый, конечно... но еврей... Каким бы ни был знаменитым, но потому и знаменитый... А знаменитый тем более: значит, все знают, что ты – еврей... По движению толпы можно понять, где он... Еврей не должен быть неизвестным...» Или – давний, про раков, которые вчера по пять, но очень большие, а сегодня по три, но... Фильм Калюжного снят с почти невозможной и одновременно никак не артикулируемой рефлексией на тему бейсджампинга, которым автор и режиссер бесконечно, самозабвенно увлечен, но «честная камера» снимает страшные травмы, в том числе и опыт собственного восстания из пепла, из руин, и те самые прекрасные и улыбчивые друзья, которые – вот они, стоят на краю скалы, прыгают... И больше уже не встают. И не прыгают.

Да, пингвин действительно глупый, а буревестник неимоверно прекрасен, и Максим Горький замечательно воспел одного и пригвоздил к позорному столбу другого, но и... далее – по Жванецкому.

«Выход» – это фильм о вечной мечте человека оторваться от земли и полететь как птица, но Калюжный никак эти самые мечты не пытается «посадить» на какие-нибудь хрестоматийные цитаты из «Андрея Рублева», например. «Летюююю...» Нет тут и Леонардо с его крыльями, и в то же время все они тут так или иначе появляются, по тому уже, что костюмы бейсеров буквально повторяют костюм Человека-Паука, но фильм – одно, а жизнь вынуждена считаться с законами физики. Раз пролетишь в игольное ушко, два раза, а на третий – с разницей в 15 минут или полчаса один за другим удачливые «летяги» отправляются на тот свет... Страшный фильм. Об искушении. Об искушающих. Без оценок, хотя не один раз в кадре появляются священники, которые пытаются вразумлять автора (он же и герой, и пример – положительный по преимуществу), говорят о гордыне, терпеливо говорят, не пытаясь давить... Не слышат. Прыгают. Падают. Гибнут. Красиво падают. Красиво гибнут. Ударяются очень больно, бьются на мелкие кусочки, но собирают силы – как сам Калюжный – и собираются, по кусочкам. Очень не хочется, чтобы они заново искушали судьбу.

В общем, первоначальное и во многом случайное сравнение с сектантами – не такое уж и приблизительное: та же страсть, тот же всепоглощающий энтузиазм, чем больше углубляешься, тем больше находишь параллелей. Ну и предводитель, конечно, за которым не страшно будет и в огонь и в воду. Валерий Розов. Всё понимает, всё объясняет, когда случается трагедия, он первый звонит родным и сообщает печальную весть. Погиб смертью храбрых? Так, наверное, правильно. «Безумству храбрых поем мы песню. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!..» – это уже «Песня о Соколе» Максима Горького, того же ницшеанского периода... Безумство – мудрость? Умел сказать красиво!

Фильм, надо отдать ему должное, дает возможность ощутить и страх, и трепет. И испугаться успеваешь, и красоты в нем много. Да, «Выход» – это очень красивое кино, отчасти – видовое, про путешествия в горы компании одержимых людей, где есть и горы, и небо, и – как у Лермонтова «на голой вершине сосна». И границы между жизнью и смертью почти нет. И птиц не видно. Может, и были – я не запомнил. Птиц не хватает, потому что прав был Арсений Тарковский, когда написал: «Летайте, ласточки, но в клювы не берите/ Ни пилки, ни сверла, не делайте открытий,/ Не подражайте нам...» Не подражайте. Красивое кино!

Два слова – про «зашифрованный» заголовок к этим заметкам. Моя тетка Нелли Яковлевна любила вразумлять меня словами, которые я запомнил именно так: во эйн во ойс, то есть «помни, где вход, а где выход». Она полагала, что это знание поможет в жизни, и, думаю, она была права.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
705
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
927
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
759
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
620

Другие новости