0
5486
Газета Кино Печатная версия

02.07.2019 18:56:00

"Паразиты" борются за равенство

В российский прокат выходит победивший на Каннском фестивале фильм

Тэги: кинопремьера, паразиты, награда, канны


кинопремьера, паразиты, награда, канны Герои Пона Джун-хо за жизнью богачей готовы наблюдать и в Интернете, но в Сеть можно выйти лишь в углу у унитаза. Кадр из фильма

Премьера картины корейца Пона Джун-хо на французском смотре в Каннах произвела фурор – весьма взыскательная каннская публика аплодировала добрых 15 минут. А вручение фильму «Золотой пальмовой ветви» примирило зрителей и критиков с жюри, заставив, кажется, простить судьям их, как всегда, не самые однозначные решения в остальных номинациях. Прокатная судьба ленты будет, судя по всему, не менее успешной – и не только национальная, но и международная. Хотя местом действия фильма выбрана Корея, история рассказана более чем универсальная, а за красивыми визуальными и смысловыми метафорами и хитросплетениями сюжета вполне четко просматривается серьезное и актуальное (впрочем, актуальное во все времена) режиссерское послание, понятное вне зависимости от языковых и территориальных барьеров. О барьерах, к слову, и речь.

Мужчина средних лет и его семья – жена, дочь и сын (детям чуть больше 20 лет) – кое-как выживают за чертой бедности. Ютятся в облюбованном тараканами подвале с видом на подворотню, то и дело «воруют» соседский Wi-Fi, который, как, впрочем, и сотовая связь, если и ловит, то только в углу возле унитаза, перебиваются случайными заработками вроде складывания из картона коробок для пиццы. Казалось бы, можно только пожалеть, но даже то, как герои обсуждают бытовые неурядицы, заставляет подозревать в них тех еще жуликов. И шанс проявить этот свой талант не заставляет себя долго ждать: друг сына, собираясь в заграничную командировку, предлагает молодому человеку заменить его в роли репетитора у дочери богатого бизнесмена Пака. И вот, собрав (читай – подделав) нужные документы, юноша оказывается в красиво обставленном особняке из стекла и бетона – и мгновенно втирается в доверие к Пакам. Их, к слову, тоже четверо, разве что дети помладше – этим фактом можно умело воспользоваться.

На таких вводных данных, пожалуй, и стоит остановиться, дабы ненароком не выболтать один из многочисленных сюжетных твистов – в случае с «Паразитами» чем меньше знаешь, тем шире будут открываться глаза по мере развития событий. Например, от того, как быстро и одновременно с этим органично режиссер переключается с одного жанра на другой. Глобально фильм от первого до последнего кадра остается сатирой на социальное неравенство, выраженной на экране в истории локальной классовой войны в стенах одного отдельно взятого дома, который буквально держится на ведущих наверх и вниз лестницах – простой, но эффектный символ. Формально же внутри можно отыскать и комедию, и мелодраму, и триллер, и даже кровавый хоррор – то, над чем смеялся пять минут назад, в следующие секунды скорее всего заставит содрогнуться. А фарсовая комедия положений, разыгранная в середине, к финалу трансформируется в ужасающую экзистенциальную антиутопию.

Режиссерская мысль – а ее Пон Джун-хо не только высказывал в предыдущих фильмах, но и в новой работе повторяет не раз – проста, но, что называется, изящно сформулирована. Вроде бы история про вечное противостояние богатых и бедных и вроде бы кто-то должен быть плохим, а кто-то хорошим. Но в «Паразитах» характеры устроены посложнее. Как уже было сказано выше – бедняков бы и пожалеть, но тут вдруг они оборачиваются самыми настоящими живучими комнатными паразитами. Тогда начинаешь сочувствовать богачам – разве виноваты в своем богатстве?

Да и не кичатся им вроде бы особо… Пока глава семьи вдруг не начинает воротить нос от незнакомого ему запаха – пропитавшего незваных гостей-паразитов аромата их подвала, подворотни, угла возле унитаза, неоплаченных счетов за связь и Интернет, картона для коробок из-под пиццы, аромата бедности. Пакам и в голову бы не пришло, что у нее есть особый запах, – вот он конфликт. Пон Джун-хо не ищет варианта его разрешения, который бы устроил всех, – он делает верную ставку на шокирующую зрительскую развязку. Но вместе с тем все случившееся в «Паразитах», при всей местами утрированности и фантазийности сюжета, будто бы повисает в воздухе вопросом, серьезным, без тени иронии, фарса и прочих заявленных комедийных жанров. Вопрос этот не к героям фильма, а прежде всего к тем, кто будет его смотреть. Проблему неприятного запаха на экране решают весьма экстремально, но кто сказал, что в реальной жизни не потребуются сопоставимо жесткие меры – тем более если что-то явно прогнило и пахнет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Владимир Полканов

Награждение победителей конкурса пройдет на конференции AI Journey 2024

0
1262
Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
4399
И вампиры бывают гуманистами

И вампиры бывают гуманистами

Наталия Григорьева

Героиня канадского фильма слишком любит людей, чтобы пить их кровь

0
5197
Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
5780

Другие новости