0
830
Газета СНГ Интернет-версия

14.06.2000 00:00:00

Коррупция с приставкой "мега-"

Тэги: Грузия


ПРЕЗИДЕНТ Международной торговой палаты Грузии, известный швейцарский предприниматель Пьер Орлов заявил, что во всей Швейцарии нет такого количества казино, как в центральных кварталах Тбилиси. При нищенских пенсиях и зарплатах, не выдаваемых к тому же месяцами, у входа в тбилисские казино почти круглосуточно стоят "мерседесы" и "форды" в ожидании владельцев, проматывающих за один вечер суммы, которых обывателю хватило бы на несколько лет безбедной жизни. Более того, в одном из уголков Тбилиси вырос "город миллионеров" - с виллами, особняками, бассейнами и т.п. Люди, построившие свое счастье на чужом несчастье, полагают, что ведут наиболее престижный образ жизни. Однако в кругах добросовестных политиков (это словосочетание, слава богу, не всегда звучит парадоксально) считают, что обладатели роскошных вилл достойны разве что презрения и осуждения, поскольку именно отсутствующие в бюджете средства воплотились в символы и атрибуты процветания нуворишей. В любом случае грузинские экономисты все последние недели заняты констатацией печального факта: сегодня Грузия - это страна без бюджета.

Как тяжелейший финансово-экономический кризис определяет сегодняшнее состояние руководитель бюджетного общества парламента Грузии Роман Гоциридзе. Сумма задолженностей достигла критической отметки. Государственные обязательства в виде неотложных выплат составляют около 300 миллионов лари. Это означает, утверждает руководитель парламентского общества, что если бюджет 2000 года страна завершит с результатами, аналогичными предыдущему году, то у правительства Грузии наберется столько долгов перед населением, сколько оно едва может собрать для бюджета на целый год. Достаточно сказать, что в 1999 году доходы государства составили 650 млн. лари, но при этом только задолженности по пенсиям превысили 100 млн. лари. То же относится к зарплатам, социальным пособиям, в том числе для беженцев и т.д. В создавшейся ситуации МВФ вынужден был решиться на серьезные заявления предупредительного характера. Терпение этой организации достигло предела. Хотя многие соглашения Грузии с МВФ не выполнялись, но фонд в финансировании госбюджета не отказывал. Миссия МВФ, естественно, замечала, что правительство свои обязательства либо попросту игнорирует, либо выполняет с нарушениями и опозданием. Такая экономическая политика обнажила несостоятельность и неспособность действовать в заданном режиме, показала неумение выстоять перед соблазном использовать получаемые кредиты не по назначению. МВФ, увы, убедился, что, невзирая на проявленные им огромные усилия, страна постепенно оказывается в еще более сложном положении, а использование финансовой помощи следует расценивать, мягко говоря, как неэффективное.

В течение последнего года международные финансовые организации почти никакого содействия Грузии не оказывали. Правда, была надежда, что в 2000 году начнет осуществляться программа, связанная с преодолением нищеты и развитием промышленности. Но заявление МВФ, отразившее серьезное недовольство западных партнеров, заставляет усомниться в их готовности действовать с прежним энтузиазмом. Как считает тот же Гоциридзе, это станет тяжелым ударом для Грузии. С другой стороны, Запад, конечно, не заинтересован в ослаблении страны и осложнении обстановки в регионе. Возможно, что некоторое моральное облегчение принесли слова директора департамента Всемирного банка в Грузии Джуди О"Конор. "После соглашения с МВФ реальным станет выделение кредитов, направленных на энергетику и структурные преобразования", - заявила она. В ходе встречи с президентом Грузии Шеварднадзе гостья откровенно говорила о необходимости серьезной борьбы с коррупцией и контрабандой. Президент, в свою очередь, признал наличие "контрабандных и прочих не учитываемых грузов, как и коррупции, проникшей во все сферы". Он обещал применить решительные меры для реализации антикоррупционной программы.

Местные эксперты встревожены оценками Запада. Ход их суждений примерно таков: еще в 1999 году Всемирный банк по рекомендации МВФ отказался финансировать некоторые программы, и страна недополучила в бюджет 60 млн. лари. В этом году пока тоже не поступило ни одного цента, хотя ранее планировалось выделить Грузии 200 млн. лари в виде ссуд Всемирного банка в целях содействия тем или иным программам. Второе из серии малоприятных обстоятельств: некоторые страны намеревались выделить Грузии грант в размере 88 млн. лари, но и этого не произошло.

Находясь в привычном ожидании помощи, государство, после услышанной горькой правды, кажется, трезвеет, стряхивая с себя последние остатки эйфории. Коррупция никогда не принималась в расчет международными организациями при оказании помощи и не служила критерием для решающих оценок. Но в Грузии она достигла столь устрашающих размеров, что в местный обиход незаметно вошло такое понятие, как мегакоррупция.

За прошедшие пять месяцев в бюджете появилось всего 220 млн. лари при годовом плане 977 млн. лари, включая 103 млн., ожидаемых от приватизации. Реально же необходимо 1 млрд. 200 млн. лари. Поэтому в оставшееся время в бюджет ежемесячно должно поступать в среднем не менее 105-110 млн. Наблюдатели полагают, что взять этот рубеж в сложившихся условиях немыслимо: ведь за прошедшие пять месяцев в казну поступало всего по 45 млн. лари. Новый министр финансов Зураб Ногаидели предлагает временную политику секвестра в качестве паллиатива. Однако существует альтернативная позиция. Часть экономистов считает, что секвестр - это равномерное уменьшение всех статей расходной части, а это пока невозможно сделать, поскольку есть явно приоритетные сферы. Проблема состоит и в том, что определенная группа предпринимателей пользуется привилегиями и освобождена от уплаты налогов в полном объеме. Наиболее же тепличные условия созданы для самой прибыльной сферы - ввоза нефтепродуктов.

Решимость Шеварднадзе применить жесткие меры в борьбе с коррупцией подтвердилась на последнем заседании Совета безопасности. Ход этого заседания обнадежил председателя парламента Зураба Жвания, который рассчитывает отныне на реальные перемены. Отмечалось, что о финансово-экономической катастрофе говорить рано, но если вовремя не взяться за дело, она не за горами. Щекотливость ситуации заключается в том, что в борьбе с коррупцией президенту должны помогать некоторые из тех, кто, как уверены многие политики, сами замешаны в коррупции. Это обстоятельство создает дополнительные и весьма серьезные проблемы для министра налоговых доходов Михаила Мачавариани, которого президент упрекнул в отсутствии результатов. В ответ министр в интервью одному из телевизионных каналов заявил, что надо или работать, или нести ответственность, а то и другое одновременно для него невозможно. Мачавариани освободил пока от занимаемых должностей руководителей налоговых инспекций ряда городов и районов. Министру, который был генеральным секретарем "Союза граждан Грузии", предстоит разорвать путы мафиозного сговора, подрывающего экономику.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
418
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
344
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
593
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
429

Другие новости