0
835
Газета СНГ Интернет-версия

25.07.2000 00:00:00

"Идти по пути сближения"

Тэги: Абашидзе, Грузия


- В ХОДЕ обсуждения в парламенте вашей кандидатуры на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Грузии в Российской Федерации вами были изложены основные принципы, на которых, с вашей точки зрения, должны базироваться грузинско-российские взаимоотношения. В чем состоят эти принципы?

- В парламенте мною было сказано следующее: Россия и грузинско-российские взаимоотношения - настолько обширная тема, что говорить обо всем сложно, поскольку приоритетное значение в нынешних условиях приобретает весь спектр взаимоотношений. Что касается принципов, то я вижу три основных и, как мне представляется, обязательных. Во-первых, это принципиальность, подразумевающая в первую очередь защиту национально-государственных интересов страны, которую представляет посол. Но она же подразумевает и учет законных интересов партнера.

Говоря о корректности, я не могу не констатировать с явным удовлетворением, что взаимоотношения между нашими народами, как правило, были и остались образцовыми. Но на этот раз в парламенте я назвал корректность важнейшим принципом в том плане, что следует всячески избегать излишней эмоциональности в наших отношениях. И третий принцип - это большое терпение. Я думаю, что нам следует именно с терпением и пониманием относиться к тому, что происходит в России, к тем огромным по своим масштабам преобразованиям, которые мы наблюдаем, и, наверное, о том же следует просить наших партнеров, чтобы и они с определенной долей терпения относились к тому, что происходит у нас. Уверен, что соблюдение этих трех принципов нам поможет и далее последовательно сближать наши народы, укреплять то драгоценное, что нас объединяет веками.

- В течение нескольких лет вы налаживали контакты Грузии с Западом, Европой, занимая соответствующие посты. С учетом этого обстоятельства несколько неожиданным представляется ваше назначение в Москву на должность посла в России. Нет ли здесь какого-то логического противоречия?

- Действительно, в течение семи лет я был послом в странах Бенилюкса, на каком-то этапе был и руководителем миссии Грузии при европейских сообществах, затем возглавлял миссию моей страны при НАТО. Тем не менее я не вижу никаких противоречий в том, что дипломат, работавший в Западной Европе, может продолжить свою деятельность в России. У наших двух стран не должно быть никаких проблем в том, что касается отношений с НАТО, тем более если учитывать заодно и специфику отношений самой России с НАТО. Здесь необходимо отметить следующее: Грузия с этим альянсом сотрудничает в основном в рамках программы "Партнерство ради мира". В этой программе, как известно, участвуют все страны бывшего социалистического лагеря и все бывшие советские республики, за исключением Таджикистана. Специальные же, особые, как говорится на дипломатическом языке, отношения с НАТО из бывших советских республик установлены только у двух стран - России и Украины. Россия в 1997 году подписала с НАТО Основополагающий акт о взаимоотношениях в области сотрудничества и безопасности. Примерно такое же соглашение об особых отношениях подписано между НАТО и Украиной. У Грузии же между тем самые обыкновенные партнерские отношения с НАТО, поэтому те подозрения, которые, к сожалению, имеют место в некоторых российских кругах относительно особых симпатий Грузии к НАТО, явно лишены основания.

Думаю, следует иметь в виду, что весь процесс сотрудничества новых независимых государств происходит в рамках создания единой системы евроатлантической безопасности, что подразумевает участие и ряда международных организаций и механизмов в формировании такой взаимосвязанной структуры. Должен заметить, что в этом процессе, достаточно естественном с моей точки зрения, Россия принимает самое активное участие. И, насколько свидетельствуют различные выступления и заявления Путина, Россия также видит свое будущее именно в более энергичном, более планомерном и более тесном сотрудничестве с НАТО.

- А все-таки, как вы думаете, насколько в процессе строительства единой Евроатлантической системы безопасности совместимы на Кавказе интересы России и Запада?

- Я думаю, что это совершенно логичное совмещение. Более того, я считаю, что нынешние процессы сотрудничества между Грузией и Россией, их взаимосвязи с другими государствами и международными организациями свидетельствуют о том, что Россия и Запад уже совместно участвуют в разрешении отдельных конфликтных ситуаций, в том числе и в Кавказском регионе. И, конечно, как мне представляется, законные интересы такой великой страны, как Россия, должны всемерно учитываться в ареале Южного Кавказа. Если говорить о Грузии, то она только приветствует самое энергичное и последовательное участие России в тех масштабных международных проектах экономического характера, которые осуществляются в этом регионе.

- Ваш отец - поэт Ираклий Абашидзе не только оставил яркое творческое наследие, но и внес существенный вклад в развитие дружбы и культурного сотрудничества, сближения грузинского и русского народов. Вы учились в Москве и знаете о России и ее столице не понаслышке. Как бы вы могли способствовать активизации связей между людьми, которые во многом определяют духовную атмосферу в наших странах?

- В последнее время я много общался с представителями интеллигенции, различными слоями грузинской общественности и явственно ощущаю чувство неудовлетворенности состоянием грузинско-российских отношений в области культуры, гуманитарных связей, в том, что касается научных и творческих контактов. Вы вспомнили наших предков, и они на самом деле очень многое сделали для того, чтобы те исторические узы, которые объединяют наши народы, были тесными и крепкими. Нынешние и будущие поколения не должны упускать свой шанс, а он состоит в том, чтобы строить отношения с Россией на том фундаменте, на основе тех традиций, которые оставили нам предыдущие поколения, с благородством и осознанием долга посвятившие свою жизнь российско-грузинскому сближению.

- Процесс межгосударственного сближения, в свою очередь, требует нового уровня политического доверия, его обновленного состояния, что ли. Как посол, какие вы видите возможности для того, чтобы лично способствовать достижению и укреплению такого доверия?

- С сожалением должен констатировать, что в какой-то мере недоверие - думаю, взаимное - все-таки ощущается. Здесь, к сожалению, много субъективных факторов. В частности, я имею в виду абхазскую проблему и все, что связано с ней. Уверен, что мы - пусть постепенно, но неизбежно - приближаемся к пониманию того, что абхазский конфликт надо урегулировать в ближайшее время с учетом интересов Грузии, интересов абхазского народа и интересов России, поскольку восстановление территориальной целостности одной соседней страны гармонично укладывается в плоскость интересов другого соседнего государства.

- Представляется, что и Грузии, и России на рубеже тысячелетий следует глубже осознать свою роль и свои обязательства в этом мире, впрочем, как и каждой стране. Ожидаете ли вы, что то значение, которое для Грузии представляет Россия, со временем возрастет еще более и готова ли Грузия адекватно отреагировать на те запросы, которые, возможно, ожидаются и в российской политической верхушке?

- Лично я хотел бы видеть в новом веке такие взаимоотношения между малыми странами и крупными державами вообще, и между Грузией и Россией в частности, которые сторонами в равной степени воспринимаются как отношения между равноправными партнерами и независимо от того, какая это страна - малая или великая. Конечно, великие страны имели, имеют и будут иметь более солидный политический вес в международных отношениях и более ощутимое влияние на динамику жизни в том или ином регионе. Но эти интересы должны непременно гармонировать с интересами малых стран. В Грузии ожидают такого развития событий и взаимоотношений, когда каждый ее гражданин будет считать Россию гарантом государственной независимости и территориальной целостности. Я думаю, что новое руководство России идет именно по этому пути.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
413
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
446
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
320
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
71

Другие новости