0
1085
Газета СНГ Интернет-версия

01.03.2001 00:00:00

"Пятерка" уходит в отрыв

Тэги: СНГ


СНГ Десятого октября прошлого года в Астане пять президентов создали Евразийское экономическое сообщество.
Фото ИТАР-ТАСС

- НИГМАТЖАН КАБАТАЕВИЧ, чем, на ваш взгляд, взаимоотношения стран в рамках создаваемого Евразийского экономического сообщества отличаются от аналогичных в рамках Содружества Независимых Государств?

- Начнем с того, что государства-участники СНГ имеют далеко не совпадающие друг с другом национальные приоритеты, а потому трудно добиться принятия единогласных решений и неукоснительного выполнения принятых соглашений. Там правило: государства подписывают те документы, которые их устраивают, да и то в том объеме, который они считают целесообразным.

Евразийское экономическое сообщество создается государствами, преследующими общую цель: сформировать Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Это главное и принципиальное отличие Сообщества от СНГ. На межгосударственном уровне президентами и главами правительств все решения принимаются на основе принципа консенсуса. А чтобы это не было голословным, для выполнения принятых обязательств государства-участники обязаны разработать соответствующие национальные нормативные правовые акты. Контроль за их разработкой, а также за выполнением обязательств по данному Договору, другим договорам и решениям, действующим в рамках Сообщества, осуществляют соответствующие его органы в пределах их компетенции. Словом, документ подписывают все и исполняют его положения все и полностью.

Чтобы эта формула работала, в Договоре есть положение, которого никогда не было в документах СНГ. Членство любого государства в Сообществе может быть приостановлено в случае нарушения им положений договоров, действующих в его рамках. При продолжении такой практики это государство может быть исключено из Сообщества.

Будем надеяться, что столь крутые меры ни к одному из государств -участников Сообщества не будут применены, но наличие в Договоре такой возможности говорит о многом.

Формируются совершенно иные отношения, нежели в рамках СНГ. Поэтому для меня лично самым памятным событием ушедшего года является подписание 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества в целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства этих пяти государств. Это событие знаменует собой начало нового этапа во взаимоотношениях независимых государств на постсоветском пространстве.

- Прошло уже более пяти лет, как между Россией и Белоруссией, а затем и Казахстаном были подписаны соглашения о Таможенном союзе. Теперь в нем уже пять упоминавшихся здесь стран. Что сделано в этой организации, чтобы называться Таможенным союзом?

- Соглашения о создании Таможенного союза явились своеобразным ответом на тупиковую ситуацию, в которой страны СНГ оказались в процессе экономической интеграции. Каждая страна в зависимости от своего экономического, социального и политического положения стремилась тянуть одеяло на себя без учета желаний и возможностей стран-партнеров. Тогда и заговорили о разноуровневой и разноскоростной интеграции в Содружестве. Одно дело признать это, другое - реализовать. Таможенный союз стал первым шагом этой реализации.

Но надо при этом иметь в виду, что понятие "Таможенный союз" было употреблено не как реальность, а лишь как цель достижения первого этапа общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

И, поверьте, немало сделано в этом направлении. Во взаимной торговле государств - участников Таможенного союза действует режим свободной торговли товарами в полном объеме, не применяются таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, отменены количественные ограничения.

Формируется согласованная торгово-тарифная политика. Единые таможенные ставки, применяемые к товарам, ввозимым на территории наших государств из третьих стран, охватывают более 60 процентов.

Действуют соглашения о единых мерах нетарифного регулирования и общие торговые режимы по отношению к третьим странам в отношении доступа товаров и услуг на рынки государств - участников Таможенного союза. Они предусматривают и исключение неконтролируемого проникновения на рынки наших стран, что очень важно. Осуществляется переход на принцип "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле. Устранено двойное налогообложение. Согласован и утвержден базовый перечень подакцизных товаров, а также минимальные ставки на отдельные виды товаров.

Достигнуты важные договоренности по проведению согласованной налоговой и финансовой политики, созданию однотипных механизмов регулирования экономики. Обеспечивается взаимодействие национальных валютно-финансовых систем, взаимная конвертируемость и стабильность курсов национальных валют. Начата разработка общей платежно-расчетной системы. Ведется работа по формированию Транспортного союза, взаимодействию энергетических систем и коммуникаций.

- Если многие проблемы экономической интеграции решены или решаются в рамках Таможенного союза, зачем было учреждать ЕврАзЭС? Напомним: в феврале 1999 года подписывается Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а во второй половине прошлого года опять же договором учреждается ЕврАзЭС. В чем отличие этих двух договоров?

- Договор 1999 года представляет собой в развернутом виде концепцию интеграционной деятельности, направленной на поэтапное построение государствами-участниками новой системы отношений в экономической, социальной и правовой сферах для формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

К сожалению, многие насущные вопросы не были решены из-за отсутствия необходимых правовых, организационных и управленческих механизмов. Слабым звеном в деятельности Таможенного союза, его ахиллесовой пятой стало неточное соблюдение согласованных и принятых решений, в основном из-за низкой дисциплины исполнительных структур - общая болезнь в СНГ. Поэтому для завершения формирования Таможенного союза и создания Единого экономического пространства и было образовано Евразийское экономическое сообщество. Государства, обязавшиеся в договорах и соглашениях осуществить интеграцию в экономической, правовой, социально-гуманитарной, иных сферах, должны еще создать организационно-правовой механизм реализации взаимных договоренностей.

Поэтому и была учреждена международная организация "Евразийское экономическое сообщество" с целью формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с намеченными этапами в Договоре 1999 года.

Короче, отличие двух договоров состоит в том, что первый утвердил своего рода совместную программу действий, а второй - международную организацию для ее реализации.

- Что сегодня происходит в ЕврАзЭС?

- Евразийского экономического сообщества как организации еще не существует. Пока что аппарат Интеграционного комитета совместно с правительствами государств-участников, а также созданная Межгосударственным советом Межправительственная рабочая группа разрабатывают проекты документов, регламентирующих деятельность органов управления интеграцией Сообщества. Основная их часть, необходимая для начала его функционирования, должна быть подготовлена до 1 апреля 2001 года.

Сообщество начнет свою деятельность в качестве новой международной экономической организации после утверждения этих документов и назначения основных должностных лиц президентами на Межгосударственном совете, а также после ратификации Договора парламентами государств-участников.

- И когда это случится?

- Точно ответить трудно. Есть одна проблема, которая может существенно повлиять на сроки начала функционирования Сообщества. Речь идет о ратификации не только Договора об учреждении Сообщества, но также и Договора 1999 года, поскольку эти два документа, как я уже говорил, взаимосвязаны. Договор 1999 года о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве ратифицирован всеми, кроме России. Справедливости ради надо сказать, что это пока не мешало органам российской исполнительной власти вместе с партнерами активно действовать по претворению в жизнь положений этого Договора.

Ситуация же с Договором об учреждении Сообщества носит принципиальный характер. Здесь мы имеем дело с деятельностью международной организации, которая при реализации своих полномочий будет пользоваться правами юридического лица и устанавливать отношения с государствами и международными организациями, заключать с ними договора. Поэтому Сообщество начнет функционировать только после вступления Договора в силу, что произойдет одновременно для всех государств-участников с момента сдачи депозитарию последнего уведомления о ратификации.

Пользуясь случаем, я обращаюсь к депутатам Федерального собрания Российской Федерации с просьбой внести свой вклад в интеграционные процессы пяти наших стран и ускорить процедуру ратификации двух договоров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3248
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1840
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2164

Другие новости