0
1018
Газета СНГ Интернет-версия

15.08.2001 00:00:00

Бизнес и власть сыграли в русскую рулетку

Тэги: беляков, новосибирск, убийство


7 АВГУСТА - в день трагической гибели вице-мэра, начальника департамента потребительского рынка и земельных отношений муниципалитета Новосибирска Игоря Белякова, в которого наемный убийца выпустил десять пуль, мэр Владимир Городецкий провел пресс-конференцию.

На ней он заявил, что убийство Белякова - это вызов власти. По словам мэра, Игорь Беляков сделал очень много для увеличения поступлений средств в городскую казну. В частности, Владимир Городецкий упомянул рынок наружной рекламы, изменения на котором потрясали Новосибирск последний год. По мнению мэра, эти изменения не нравились тем, кто работает в тени. Владимир Городецкий подчеркнул, что департамент, который возглавлял Беляков, разработал новые правила размещения наружной рекламы в городе, и все, кто хотел, начали работать на этом рынке "открыто и честно". Правда, до открытости еще далеко, а о честности просто следует умолчать.

Мэр Новосибирска либо лукавит, либо плохо представляет себе, что происходило на рынке наружной рекламы после того, как Игорь Беляков возглавил департамент мэрии. Причем, забегая вперед, можно сказать - хороши и те, и другие. Рекламщики обманывали власть. Власть обманывала рекламщиков. Примерно два месяца назад в Новосибирске можно было видеть большие рекламные плакаты, пропагандирующие одну из радиостанций. Авторы рекламной концепции, превзойдя самих себя, разместили на щите изображение кроликов в пикантной позе - "он сзади..." Рисунок был снабжен не менее интригующей надписью: "Некоторые женятся, а некоторые так"... Ни в одном из подразделений мэрии, отвечающей за наружную рекламу в городе, никто даже пальцем не пошевелил по этому поводу.

Возмутились "кроликами" в администрации Ленинского района Новосибирска. Именно оттуда в управление по антимонопольной политике была направлена просьба о снятии щита с улиц района. Кстати, власти Центрального района в это время демонстрировали полную индифферентность к тому, что на районных улицах висят похожие на спаривающихся кролики. Теперь уже бывший директор Городского центра наружной рекламы (ГЦНР) Александр Адов заметил, что эскиз, который рекламное агентство "РИМ" (это РА выполняло установку щитов с кроликами) согласовывало с мэрией, выглядел иначе. На нем кролики были похожими на целующихся. Бывший руководитель ГЦНР заметил, что на этапе согласования их работа была закончена. Тем более что в целующихся кроликах мэрские чиновники ничего оскорбляющего общественную мораль не нашли.

В общем, Новосибирское управление по антимонопольной политике отреагировало на просьбу Ленинской райадминистрации. "Кроликов" сняли. Но проблема осталась. "Грех" городской власти, случившийся у нее с "кроликами", не самый большой. Есть более тонкая проблема. Оказывается, так называемый договор на размещение наружной рекламы, который заключает мэрия и рекламное агентство, может таковым не считаться. Юристы-цивилисты утверждают, что предмет договора на распространение наружной рекламы - не более чем выдача разрешения на ее распространение. Этот административный акт предусмотрен Законом "О рекламе". Соответственно плата за разрешение (опять же по закону) не должна превышать фактических затрат на его выдачу - стоимость бумаги и усилия специалиста. Согласно распоряжению мэра Новосибирска Владимира Городецкого от 14.03.01 (N 554-р), сегодня она составляет 555 руб. Тем не менее начиная с 1997 года мэрия в лице ГЦНР применяет к рекламным агентствам по таким договорам тариф за использование муниципальной собственности. Они установлены городским советом и выражаются суммами в десятки тысяч рублей.

Впрочем, можно возразить, что из содержания новых новосибирских правил распространения наружной рекламы и приложений к ним вытекает лишь один-единственный предмет договора - "ГЦНР предоставляет рекламораспространителю место для размещения средства наружной рекламы". Другими словами, сдает в аренду кусочек городской земли. Но в таком случае возникает вопрос о том, почему плата за рекламу табака в несколько раз превышает плату за рекламу колготок? И соответственно вопрос - за что же берет мэрия плату - за табак с колготками или за аренду места, как это написано в мэрских правилах? Ведь, скажем, у мелкой розницы городские власти не берут дополнительную плату за ассортимент. Кроме этого "забыли" городские власти и о конкурсах на размещение "наружки", о которых Игорь Беляков неустанно говорил чуть ли не во всех публичных выступлениях.

Таким образом, мэрия семимильными шагами двигается в сторону возможного судебного прецедента, когда рекламные агентства начнут подавать иски "о возврате необоснованно приобретенного имущества". По мнению юристов, перспективность подобных претензий весьма велика. Недавнее решение Новосибирского арбитражного суда об отказе мэрии в лице ГЦНР в иске к рекламному агентству "АртБизнесЛайн" о возврате долгов может стать катализатором массовых претензий РА к городским властям. Сегодня различные инстанции - суды общей юрисдикции и арбитражные, милиция, прокуратуры, антимонопольные органы - рассматривают в общей сложности 62 претензии рекламных агентств и представителей мелкорозничного бизнеса к департаменту мэрии, который возглавлял Игорь Беляков.

Но намек мэра Владимира Городецкого на заинтересованность операторов рекламного рынка в смерти Игоря Белякова выглядит по меньшей мере наивно. Особенно в свете того, что рекламщики не только не без успеха оспаривали положения мэрских правил в судах, но и, как удалось выяснить автору, даже после гибели Белякова не собираются прекращать "борьбу". В конце концов для РА Беляков лишь олицетворял то, против чего они возражали. В первую очередь, с точки зрения РА, против непрофессионализма и слабого понимания процессов, происходящих на рынке "наружки", у чиновников мэрии и самого Игоря Белякова. А вот заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Николай Решетняк в отличие от мэра Новосибирска уверен, что нет оснований говорить о политическом характере убийства Белякова.

Впрочем, политический оттенок у этой трагедии все же имеется. Уже после смерти Игоря Белякова в Новосибирске быстро распространилась информация, что накануне гибели вице-мэр вступил в ряды новосибирской Рабочей партии России. Местной РПР приписывают множество прегрешений: поджог двери германского консульства, смену на здании консульства национального флага на флаг СССР, так называемые турецкие погромы и многое другое. Новосибирская пресса не раз писала о том, что местная РПР была создана "под выборы" нынешнего губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского в его бытность мэром. Создана одним из вице-мэров, который сейчас занимает должность вице-губернатора. Как бы там ни было, но после победы Виктора Толоконского один из лидеров новосибирской РПР Анатолий Кубанов был назначен руководителем спеццентра прогнозирования обладминистрации.

С одной стороны, и представители мелкорозничной торговли, и операторы рекламного рынка предъявляли к Игорю Белякову претензии как раз в непрофессионализме. Можно ли иначе расценивать тот факт, что при Белякове сменилось аж два руководителя Городского центра наружной рекламы? С другой стороны, наметилась связь вице-мэра с организацией, имеющей сомнительную репутацию. Но ведь есть и третья сторона. Игорь Беляков фигурировал сразу в 7 (!) уголовных делах. Владимир Городецкий по этому поводу заметил, что только после окончания расследований для него как мэра, возможно, возникли бы вопросы по Белякову. Необычный ответ, поскольку дела касались не только злоупотреблений должностными полномочиями, что, как правило, часто бывает спорным, но и подделки документов и незаконной приватизации. По одному из последних дел - о средствах для детского праздника, которые были потрачены на банкет для высокопоставленных лиц, - следствие готовилось предъявить обвинение Игорю Белякову. Мэр об этом не знал?

Так или иначе, но смерть Игоря Белякова обнажила целый ряд проблем власти. Не только тех, о которых упоминалось. Ведь заказное убийство вице-мэра, выполненное в традициях криминальных разборок, говорит о неспособности власти защитить себя. Более того, если следовать логике мэра Владимира Городецкого, связывающего смерть Белякова с его профессиональной деятельностью, то возникает резонный вопрос: по каким правилам мэрия Новосибирска "играет" с местным бизнесом. А ведь он наполовину криминализирован, раз бизнес "играет" по таким жестоким правилам с властью?

Новосибирск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
763
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1299
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
944
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
495

Другие новости