0
1085
Газета СНГ Интернет-версия

30.11.2001 00:00:00

Юрий Яров: "Мы только в начале пути"

Тэги: яров, снг, содружество, юбилей


-Как вы оцениваете итоги десятилетнего существования Содружества? Чего больше в этих итогах - минусов или плюсов?

- В вашем вопросе содержится и ответ. Ибо то, что СНГ существует целых десять лет, говорит о том, что это межгосударственное объединение независимых государств состоялось и является объективной реальностью, с которой необходимо считаться при принятии экономических, политических и других решений. Главным и общепризнанным положительным итогом образования и функционирования Содружества является обеспечение цивилизованной формы перехода от тоталитарной системы управления к более свободной рыночной экономике, обретение государственной независимости республиками бывшего Союза.

За прошедший период новые независимые государства получили международное признание. Сейчас уже все поняли, что интегрироваться в мировую экономику с ее тенденциями к глобализации в одиночку сложно, а иногда и опасно.

Анализ опыта прошедшего десятилетия убеждает нас в том, что Содружество сегодня - это оптимальная форма развития многостороннего сотрудничества в интересах всех стран, которые оно объединяет. Углубление партнерства соответствует общемировым тенденциям и отвечает интересам государств-участников.

Сегодня Содружество Независимых Государств - это 12 стран с численностью населения 283 млн человек, и наша общая цель - сформировать такие отношения на постсоветском пространстве, которые учитывали бы интересы всех и каждого в отдельности. Нам удалось в основном сохранить сложившиеся связи между народами, в определенной степени смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, обеспечить условия для равноправного диалога и сотрудничества.

В настоящее время наступил новый этап в жизни СНГ. Разработана Программа действий по развитию СНГ до 2005 г. Она определяет цели, основные задачи и сферы сотрудничества в экономической, политической, миротворческой деятельности, в борьбе с преступностью, терроризмом, в области военного сотрудничества и охраны границ и т.д. Большая работа проводится по реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола к нему от 2 апреля 1999 г. Это уже приносит первые результаты, товарооборот между государствами СНГ начинает возрастать.

В области политического сотрудничества предусмотрена реализация мер доверия во взаимоотношениях между государствами СНГ, сближение позиций в вопросах внешней политики.

В области гуманитарного сотрудничества намечены меры в развитии здравоохранения, социального обеспечения, образования, взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

В рамках СНГ продолжает формироваться правовое поле интеграции. В настоящее время отработана технология межгосударственного взаимодействия при постановке и решении крупных хозяйственных проблем. Согласуется тарифная, кредитная, социальная политика. Все это на практике, хотя и медленно, приводит к определенным положительным результатам. За 10 лет создан базис рыночного хозяйства в странах СНГ, удалось достичь определенной финансовой стабилизации.

За последние три года по всем странам СНГ отмечен прирост ВВП, активизация инвестиций в экономику, повышение реальных доходов населения.

Оценивая путь, пройденный странами СНГ за эти годы, следует подчеркнуть главное: созданы необходимые предпосылки для ускорения экономической интеграции, превращения Содружества в жизнедеятельное, экономически целостное объединение. Плюсов в нашем балансе, несомненно, больше. Однако еще предстоит провести большую работу по устранению неизжитых негативных моментов в организации взаимного сотрудничества.

- Сделает ли Содружество в ближайшее время качественный скачок вперед, ради общей стабильности консолидируя усилия "новых государств" вокруг России? Или такой сценарий исключен в связи с изменениями геополитической ситуации после 11 сентября и вовлечением стран СНГ в антитеррористическую операцию?

- Такие термины, как "скачок", "рывок", предполагают немедленное достижение результатов. В нашей же ситуации уверенность в благоприятных перспективах строится на фундаменте взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества во всем комплексе взаимодействий в рамках СНГ, на потенциально обширном рынке СНГ, установившихся за десятилетия технических и потребительских стандартах, сложившейся технической инфраструктуре, а также схожести реформаторских задач. Это позволяет не только сохранить традиционные экономически обоснованные производственные взаимоотношения, но и продуктивно развивать их на качественно новой основе.

Кроме того, интерес к сохранению и углублению хозяйственных связей на всех уровнях обусловлен также жесткой конкуренцией на мировом рынке, которая диктует необходимость эффективной защиты национального товаропроизводителя. Одно лишь расширение географии внешних связей государств - участников Содружества само по себе едва ли обеспечит им достойное место в международном разделении труда.

Мы исходим из понимания того, что, как показывает мировой опыт, региональная интеграция способна стать действенным ответом на вызовы глобализации. Ее потенциал государства СНГ могут полнее и эффективнее использовать при условии совместной адаптации к геополитическим и геоэкономическим реалиям, скоординированного участия в решении общемировых экономических проблем. Следовательно, дальнейшее движение государств - участников Содружества по пути углубления интеграционных связей, консолидации усилий в этом направлении предопределена объективными причинами, и нам не нужны жертвы "ради общей стабильности", поскольку именно обеспечение стабильности на пространстве СНГ - одна из главных его целей.Поэтому мы не стремимся к сиюминутным результатам.

Что же касается влияния событий 11 сентября и вовлечения стран СНГ в антитеррористическую операцию, могу сказать, что в силу своего геополитического положения государства - участники СНГ в условиях современной международной ситуации оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, наркомафией, бросившими вызов всему мировому сообществу. Это ставит Содружество перед императивом объединения усилий в противодействии общим вызовам безопасности, подчеркивает необходимость налаживания эффективной внешнеполитической координации. Содружество подтверждает готовность своих стран активно участвовать в усилиях мирового сообщества по формированию глобальной системы безопасности, способной противостоять новым угрозам и вызовам.

- Как вы оцениваете степень военного сотрудничества стран Содружества? Не угрожает ли ему реально "оккупирование" военных баз в Центральной Азии со стороны США или стран НАТО?

- Проблема военного сотрудничества стран СНГ возникла одновременно с распадом СССР. В сжатые сроки удалось решить основные вопросы по переходу от Вооруженных сил СССР к национальным Вооруженным силам, в том числе по опознаванию воздушных, надводных и наземных объектов.

Основой военно-политического сотрудничества стал Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., в котором в настоящее время участвуют шесть государств. В этих рамках неоднократно проводились совместные командно-штабные учения в 1999-2001 гг. В 1995 г. была создана объединенная система ПВО. В сентябре 1998 г. проведены совместные тактические учения войск ПВО. Подобные учения стали ежегодными, в них участвуют части Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Украины. Идет совместное боевое дежурство в системе ПВО ряда стран СНГ. Таким образом, военное сотрудничество стран СНГ осуществляется в довольно тесном взаимодействии. Думается, что в условиях современной обстановки оно будет укрепляться.

Что касается "оккупирования" военных баз на территории стран СНГ, то само это определение говорит за себя. Никто не может оккупировать что-то на территории суверенных государств. Какие-то объекты могут предоставляться на сугубо добровольных началах. В противном случае это будет означать нарушение суверенитета со всеми вытекающими последствиями.

- Что потеряло и что выиграло Содружество в результате участия в "чужой" войне - акции возмездия США против Афганистана? Не растеряло ли СНГ, включая Россию, своих союзников в мусульманских странах мира?

- Государства Содружества всегда заявляли о своей готовности и необходимости бороться с любыми проявлениями терроризма. В первую очередь от таких актов страдают наши государства, где за 10 лет совершено около 30 крупных террористических акций, которые привели к ранениям или гибели около 2,5 тысяч человек. Совет глав государств принял Программу по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., а также создал Антитеррористический центр.

Поэтому говорить о "чужой" войне, наверное, не совсем правильно. И о каких союзниках идет речь? О тех, кто поддерживает терроризм?

- Могут ли "непризнанные республики" на постсоветском пространстве (Приднестровье, Карабах, Абхазия, Южная Осетия) участвовать в политических, экономических и культурных процессах в рамках СНГ? Ведь десятилетие изоляции "непризнанных" никак не способствовало стабильности.

- Во-первых, почему вы считаете, что все стоят в стороне? Уже одно то, что эти конфликты удалось перенести в область политического, а не военного решения, говорит об обратном.

Во-вторых, никто в рамках СНГ не говорил и не говорит о пересмотре "политической карты" и пересмотре границ. Все спорные вопросы должны решаться на основе переговоров и договоренностей. Всегда, в том числе и на сегодняшнем саммите, рассматриваются вопросы о пребывании миротворческих сил СНГ на территории государств-участников. Из Таджикистана их вывели. Будет решаться вопрос о пребывании сил в Грузии - Абхазии.

Ведущая роль в миротворчестве на пространстве СНГ принадлежит России, она несет основное бремя операций по поддержанию мира. 10-летний период наглядно показал, что Россия, выступая непредвзято, с объективных позиций, эффективно способствует урегулированию конфликтов. К тому же Коллективные силы по поддержанию мира из числа заинтересованных государств в настоящее время представлены лишь Российской Федерацией.

***

Истекшие десять лет стали временем выработки благоприятных условий для становления новых независимых государств. Последующие годы должны стать началом реальных социально-экономических достижений. И ключ к этому лежит в сфере экономики.

Усложнение военно-политической обстановки в результате резко возросшей угрозы международного терроризма и новых вооруженных конфликтов в мире, все более широкие масштабы распространения наркотической агрессии ставят государства СНГ перед императивом налаживания более активного взаимодействия в деле эффективного обеспечения национальной и коллективной безопасности, усиления координации деятельности на международной арене. В рамках развития взаимовыгодного и разнопланового взаимодействия СНГ способно стать одним из международных центров устойчивого политического, экономического, социального и научно-технического развития. Мы только в начале этого пути.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
427
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
510
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
589
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
572

Другие новости