0
1517
Газета СНГ Интернет-версия

27.10.2008 00:00:00

Между властью и оппозицией

Тэги: грузия, бурджанадзе, саакашвили


грузия, бурджанадзе, саакашвили Экс-спикер парламента Грузии раскритиковала недавних соратников.
Фото Reuters

Ожидания грузинской оппозиции, что экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе к ней присоединится, остаются завышенными. Хотя Бурджанадзе окончательно разошлась с властями, мосты для общения с самим президентом Михаилом Саакашвили она, похоже, сжигать не хочет. В конце прошлой недели Бурджанадзе написала ему второе открытое письмо, в котором предупредила о тяжелых последствиях, к которым может привести некомпетентное управление государством его команды.

Вряд ли это письмо Нино Бурджанадзе удостоится президентского ответа, как и первое, в котором экс-спикер задала властям 43 неудобных вопроса, касающихся причин и последствий августовской войны в Южной Осетии. Таков нынешний стиль правления в Грузии.

Сенсации из второго послания тоже не вышло. Возможно, она получилась бы и вызвала бы широкий резонанс, направь Бурджанадзе обвинения строго в адрес Саакашвили. При внимательном чтении письма выясняется, что Бурджанадзе критикует власть в целом, а президента призывает задуматься над судьбой страны. И начинает с событий годичной давности. «Несмотря на множество ошибок, результатом которых стало 7 ноября, власти не начали реформирование и ограничились косметическими изменениями. Это может привести к плачевным результатам, в первую очередь для Грузии», – пишет Бурджанадзе.

Нелишне вспомнить, что 7 ноября, когда в центре Тбилиси полиция в течение дня трижды расправлялась с участниками многотысячного митинга, разгромила телекомпанию и радиостанцию «Имеди», ввела чрезвычайное положение и т.д., сама Бурджанадзе, являясь вторым лицом в государстве, одобрила эти репрессивные меры. И до весенних парламентских выборов продолжала находиться во власти. Она могла бы оставаться в ней и по сей день, если бы не возникшие накануне тех выборов противоречия по поводу списков кандидатов – ее людям существенно была урезана «квота».

«Сегодня наше государство входит в фазу сложнейшего политического кризиса: проигранная война, учрежденный с целью сохранения власти беспрецедентный контроль над массмедиа и бизнесом, реально однопартийный, фиктивный парламент, суд, зависимый от инструкций исполнительной власти... Благодаря вольным или невольным ошибкам грузинской власти Россия получила то, о чем не могла и мечтать еще несколько лет назад: ...новые границы и новые военные базы, отложенную на неопределенный срок перспективу вступления в НАТО, сомнение в стратегической для страны транзитной функции, – говорится в письме. – В случае еще одной авантюры Грузия вновь потеряет молодежь, территории, окончательно утратит доверие и поддержку Запада, перспективу вхождения в евро-атлантические структуры, встанет перед множеством проблем, прогноз которых невозможен». «Нынешнее руководство неадекватно и стремится только к защите своей власти...» – предупреждает Бурджанадзе, завершая письмо призывом к Саакашвили вернуться к исполнению обещаний, данных народу в 2003 году, – во время революции роз.

Письмо прошло почти незаметным для общественности. Ее больше интересует: присоединится Нино Бурджанадзе к оппозиции, готовящей 7 ноября многотысячную акцию протеста. «Вопрос рассматривается, на данном этапе решения нет», – говорят в пресс-службе возглавляемого ею Фонда демократических реформ. Наблюдатели полагают, что письмами президенту экс-спикер пытается нарастить политический капитал, а отношения с оппозицией, очевидно, прояснятся ближе к 7 ноября, в зависимости от масштабности акции – то есть если оппозиции удастся поднять народ, то велика вероятность того, что Бурджанадзе появится на митинге. «Вообще же, думается, влияние экс-спикера на грузинское общество несколько преувеличено – она в силу ряда причин не столь популярна, как может показаться на первый взгляд», – считает политолог Паата Закареишвили.

Между тем с обещанным оппозицией «грандиозным выступлением» ясности тоже нет. Пока дело идет к тому, что в акции примут участие представители Объединенной оппозиции Грузии (ООГ), в которой осталось 5 партий, а также вышедшие в свое время из ООГ республиканцы и лейбористы. А уж сколько людей они смогут вывести на тбилисские улицы – из области гадания на кофейной гуще. Ряд наблюдателей указывает, что масштабности может и не быть: в отличие от событий годичной давности у оппозиции нет мощного агитресурса, каковой была телекомпания «Имеди», нет средств, которые мог предоставлять ее владелец, покойный бизнесмен Бадри Патаркацишвили, нет пока единой стратегии и тактики борьбы с властями. К тому же власти успешно эксплуатируют тему внешней угрозы и призывают нацию к консолидации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1087
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1302
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1028
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1224

Другие новости