0
4554
Газета СНГ Интернет-версия

20.11.2015 00:01:00

Кабул заинтересован в поддержке Астаны, Москвы и Пекина

Тэги: афганистан, мохаммад ашраф гани, терроризм, талибан, казахстан, россия, китай, безопасность


афганистан, мохаммад ашраф гани, терроризм, талибан, казахстан, россия, китай, безопасность Талибы накапливают силы в северных провинциях Афганистана. Фото Reuters

Начавшийся сегодня визит президента Афганистана Мохаммада Ашрафа Гани в Астану проходит на фоне осложнившейся ситуации в афганском Бадахшане, где боевики «Талибана» взяли под контроль часть уезда Юмгон. Его переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым будут посвящены обеспечению региональной безопасности. Эксперты считают, что официальный Кабул способен сознательно драматизировать ситуацию ради большей поддержки Астаны, Москвы и Пекина, получения помощи в подготовке армии, а также поставок вооружений, боевой техники, вертолетов.

Губернатор провинции Бадахшан Ахмад Файсал Бекзод сообщил Радио «Озоди» (таджикская служба Радио «Свобода»), что часть уезда Юмгон, в том числе и здание полиции, часть административного центра, находятся под контролем талибов. Он отметил, что правительственные силы отступили «из тактических соображений», но готовы к операции «по выдворению боевиков». По словам губернатора, накануне в боях было убито 20 боевиков «Талибана», но имеются потери и среди правительственных сил.

По данным властей, боевики антиправительственных групп, в составе которых наряду с гражданами Афганистана есть выходцы из Пакистана и республик Центральной Азии, контролируют уезд Вардудж и частично присутствуют в девяти других уездах провинции Бадахшан.

Директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар Нессар оценивает ситуацию в северных провинциях страны как крайне сложную. «Там действуют различные вооруженные группировки, и не понятно, кто из них какой участок контролирует. Понятно, что некоторые районы контролируются правительственными войсками. На бадахшанском направлении, в Тахаре, есть участки, которые контролируют полевые командиры бывшего Северного альянса, который в целом лоялен Кабулу. Но с каждым днем там растет влияние боевиков, причем не только «Талибана». Там действуют отряды, которые проявляют симпатию к «Исламскому государству» (ИГ), организации, запрещенной в РФ и других странах. Вновь набирают силу «Аль-Каида» и примкнувшее к ней экстремистское «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Налицо создание «спящих джамаатов» (общин). То есть боевики накапливают силы. Сейчас они воздерживаются от конфликтов как с полевыми командирами Северного альянса, так и с правительственными войсками. Поэтому пока не стоит ожидать крупномасштабного прорыва в Центральную Азию. Но если нынешняя тенденция не изменится, то уже весной может начаться активизация военных действий», – сказал «НГ» Омар Нессар.

Не исключено, что боевики попытаются прорвать границу с Таджикистаном, особенно на бадахшанском участке, где она де-факто открыта. По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, «это в первую очередь связано с коррупцией в таджикистанских структурах, включая и погранвойска». «Но это вовсе не означает, что боевики собираются пересекать границу и угрожать Таджикистану. Активность «Талибана» и других группировок в афганском Бадахшане связана в первую очередь с препятствованием китайским проектам – строительству автодороги из Кашгара через афганский север в Иран, строительству китайского газопровода из Туркмении, который также должен пройти по северу Афганистана», – сказал «НГ» Князев. По его словам, в северо-восточных афганских провинциях (Бадахшан, Тахар, Кундуз, Баглан) есть много группировок, состоящих из выходцев из постсоветских республик региона, из России и Китая. Но их активность в северном направлении возможна только в случае получения от спонсоров конкретного задания и финансирования. Пока признаков подобного нет. «Афганские силовики, как и их коллеги в Таджикистане или России, всегда будут склонны преувеличивать масштаб угроз. Тем более что в таком регионе, как афганский Бадахшан, где губернатор, начальник провинциальной полиции – это люди, которые плохо знают ситуацию и слабо влияют на нее. Я видел именно в афганском Бадахшане губернаторов, власть которых ограничивалась территорией их резиденции в Файзабаде, и это было недавно. Думаю, что ситуация если и изменилась, то только в худшую сторону», – отметил эксперт.

Князев уточнил, что визит Гани в Астану проходит в период, когда позиции афганского президента в собственной стране довольно неустойчивы – оппозиция обостряет вопрос его нелегитимности. В Афганистане продолжается социально-экономический упадок, поэтому сотрудничество с Казахстаном приобретает важный характер – для Кабула жизненно необходимы поставки казахстанских ГСМ, муки, целого ряда продовольственных товаров. Собственно, экономический интерес обоюдный – для казахстанской стороны афганский рынок весьма важен, интересны и транспортные проекты.

«Но главное в переговорах Назарбаева и Гани – все-таки вопросы безопасности. Бессилие афганского правительства очевидно, и можно наблюдать, как местные политики в последние месяцы апеллируют к международной помощи – в частности, к Москве. Кабульские власти совершенно очевидно эксплуатируют тему угроз, якобы происходящих с афганской территории, гипертрофируют ее в надежде заручиться той или иной помощью. Визит в Казахстан Гани легко укладывается и в рамки американской региональной политики, контуры которой обозначил на недавней встрече в формате «С5+1» в Самарканде госсекретарь США Джон Керри. Одна из главных стратегий американской политики – втягивание стран региона в афганскую ситуацию в самых разнообразных формах», – сказал Князев. Собственно, еще более четырех лет назад казахстанских военнослужащих пытались вовлечь в коалицию сил НАТО, но попытка не удалась – парламент Казахстана не поддержал идею участия граждан страны в чужой войне. «Это не будет обсуждаться президентами. Задача Гани – заручиться поддержкой Астаны в поисках помощи у той же Москвы», – отметил Князев.

Омар Нессар также считает, что афганская власть использует фактор угрозы в своих целях. «После прихода к власти Гани произошли изменения в национальной политике безопасности Афганистана. Объявление США об уходе из Афганистана повлекло уменьшение финансовых вложений в страну. В целях Гани наладить отношения с соседями до такой степени, чтобы компенсировать потери», – сказал Нессар. По его мнению, в том числе и поэтому реальные угрозы со стороны боевиков официальный Кабул будет преувеличивать и при этом просить у соседей помощи якобы для эффективного противостояния угрозам и их консервации внутри Афганистана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
993
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1448
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1272
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1151