0
5497
Газета СНГ Печатная версия

20.05.2021 19:48:00

В Белоруссии собираются отложить местные выборы

Власти боятся возвращения людей на улицы

Тэги: белоруссия, власть, политика, кризис, лукашенко, конституция, проект, местные выборы

Политический кризис в Белоруссии 2020. Все статьи по теме



белоруссия, власть, политика, кризис, лукашенко, конституция, проект, местные выборы Депутаты хотят ввести единый день голосования. Фото с сайта www.house.gov.by

Конституционная комиссия, которая разрабатывает проект новой Конституции, предлагает не проводить выборы в местные советы до референдума по проекту Основного закона. В ближайшее время предложение будет направлено на рассмотрение главе государства. Эксперты полагают, что власти опасаются проводить электоральную кампанию.

Предложение ввести в законодательство такое понятие, как единый день голосования, озвучила на совместном заседании обеих палат белорусского парламента председатель Минского областного совета депутатов, член Совета Республики, член Конституционной комиссии Наталья Якубицкая. По ее словам, «консолидированное мнение о целесообразности перехода на единый день голосования при выборах в представительные органы власти» было высказано в ходе заседания Конституционной комиссии (создана для разработки проекта новой Конституции Белоруссии. – «НГ»).

Напомним, что выборы в местные советы в Белоруссии должны были пройти не позднее 16 января 2022 года. Референдум по проекту Конституции анонсировался также примерно на это же время, в связи с чем обсуждалась вероятность совмещения этих двух кампаний. Оппоненты власти возлагали определенные надежды на избирательную кампанию в местные выборы – в прежние времена в этот период власти позволяли некоторые вольности своим противникам – возможность собирать подписи, проводить агитацию и т.п. Как следует из предложения Конституционной комиссии, местные выборы могут не состояться в период до января 2022 года. «Полномочия депутатов, избранных в состав местных советов, в январе 2022 года продлятся лишь до единых выборов в Национальное собрание и местные советы. То есть до ноября 2023 года», – поясняет суть предлагаемых изменений государственное информационное агентство БЕЛТА.

В пользу такого решения у парламентариев и государственных пропагандистов имеется много аргументов – как политических, так и экономических. «Если ничего не менять, то местные советы придется выбирать уже в январе и поработать они успеют всего полтора года, а там референдум и новые выборы. За 18 месяцев, да еще параллельно с важнейшей реформой – ни один депутат своих обещаний перед избирателями исполнить просто не успеет», – рассуждает в эфире местного госканала его обозреватель Андрей Кривошеев.

Госпропаганда акцентирует внимание и на экономических аргументах. «Голосовать дважды затратно. Одни местные выборы стоят налогоплательщикам 15 млн рублей (белорусских, что эквивалентно примерно 6 млн долл. – «НГ»). Плюс организация. Выборы в местные советы самые сложные – больше всего кандидатов, нужна основательная подготовка в регионах», – объяснил Андрей Кривошеев.

Со слов депутата и лидера Либерально-демократической партии Олега Гайдукевича следовало, что вместе с новой Конституцией будет-таки принят новый закон о политических партиях и их статус будет повышен (в частности, обсуждалась возможность голосования по партийным спискам), что гораздо важнее экономии. «Это не только экономия бюджетных средств. Деньги бы мы нашли. Это нужно для развития политической системы страны. Мы подойдем к выборам к единому дню голосования подготовленными, с новым законом о политических партиях, с развитыми политическими партиями, с развитыми общественными структурами, с пониманием того, у кого какие полномочия», – рассуждает он. Олег Гайдукевич также предложил увеличить срок полномочий депутатов с нынешних 4 до 5–6 лет.

Поддержанную депутатами идею еще «процедурно доработают», а затем «внесут на рассмотрение палат парламента в установленном порядке». «Увеличить срок полномочий местных депутатов можно лишь через конституционный закон, его может внести президент. Поэтому итогом работы комиссий станет обращение к главе государства», – резюмировал Андрей Кривошеев.

«Поскольку белорусский парламент большой самостоятельностью не отличается, то вполне вероятно, что этот ход задуман президентскими политтехнологами», – прокомментировал «НГ» инициативу депутатов политический обозреватель Александр Класковский. Эксперт напомнил, что до сих пор шла речь о том, что референдум по проекту Конституции целесообразно объединить с местными выборами, дедлайн которых – 16 января 2022 года. «Две кампании в одном флаконе, это, конечно, для белорусских властей большая опасность, чем просто референдум по Конституции», – считает эксперт.

Здесь важно напомнить, откуда возникла идея конституционной реформы в Белоруссии. Согласно официальной версии, ее якобы предложил Александр Лукашенко в беседе с президентом России Владимиром Путиным как способ урегулирования политического кризиса, возникшего в августе 2020 года и продолжающегося до сих пор. Об этом говорил и Владимир Путин, и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Александр Лукашенко, косвенно придерживаясь этой версии, утверждает, что новая Конституция нужна для ограничения нынешних «царских» полномочий президента, потому что с ними он не может никому передать страну. Что касается политического кризиса, то Лукашенко утверждает, что с ним он уже справился.

По мнению же экспертов, на конституционной реформе настаивает именно Россия, для которой это возможность приведения к власти некоего более договороспособного и желательно пророссийского кандидата. «Москва настаивает на проведении конституционной реформы, поэтому референдум пройдет, но для властей удобней, чтобы это было не в одном флаконе с местными выборами. Потому что после прошлого года белорусское общество консолидировалось именно на низовом уровне – возникли горизонтальные связи и новые неформальные лидеры. Часть из них, правда, пересажали, но не всех, и я думаю, что у властей есть опасения, что кампания местных выборов оживит эти связи между людьми, которые хотят перемен в стране и они развернут активность, которая, собственно говоря, и положена законом», – рассуждает Класковский. Что касается обсуждения проекта Конституции, то его с легкостью можно имитировать, как это было осенью. Эксперт полагает, что, оставляя только одну электоральную кампанию, власть рассчитывает спровоцировать противников режима на бойкот. Лукашенко получает свободу маневра при сроках назначения референдума – «всегда можно сказать, что проект сыроват и его нужно доработать». 

Минск


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Центробанк выстрелил экономике в ногу

Центробанк выстрелил экономике в ногу

Анастасия Башкатова

Российскому рублю это понравилось, но ненадолго

0
1005
Неприметный северный альянс

Неприметный северный альянс

Юрий Банько

Против кого вооружаются скандинавы

0
618
Американцы не могут, европейцы не хотят

Американцы не могут, европейцы не хотят

Александр Бартош

Что Североатлантический альянс забыл на Тихом океане

0
748
Конституцию Белоруссии напишут в администрации Лукашенко

Конституцию Белоруссии напишут в администрации Лукашенко

Антон Ходасевич

В Минске не могут определиться с системой государственного устройства

0
1706

Другие новости

Загрузка...