Гендиректор «Компании железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан» Чжоу Син (в центре) отметил, что компания сосредоточится не только на эффективном использовании привлеченных средств, но и на обеспечении надежного и своевременного выполнения всех обязательств по соглашению.Фото с сайта www.gov.kg
В Бишкеке подписано кредитное соглашение, обеспечивающее финансирование масштабного проекта железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан стоимостью 4,7 млрд долл. Как сообщил заместитель председателя кабинета министров Киргизии Бакыт Торобаев, условие соглашения уже выполнено. Новая магистраль станет южным «сухопутным мостом» между Азией и Европой.
Киргизия уже продолжительное время выполняет функцию сухопутного транзитного коридора. Страна стала первым государством на постсоветском пространстве, вступившим в ВТО, что позволило ей стать центром импорта для Центральной Азии и России.
После начала конфликта на Украине в 2022 году и последовавших санкций глобальные торговые маршруты претерпели значительные изменения. В этой новой реальности Бишкек активно использует свое выгодное географическое положение на пересечении торговых путей между Китаем, Россией и европейскими странами. В результате поток товаров из Китая через территорию Киргизии значительно возрос. По итогам прошлого года объем внешней торговли страны достиг 16 млрд долл., при этом большая часть этих грузов предназначена для дальнейшего транзита в РФ, а не для внутреннего потребления.
Пожалуй, именно эта динамика стала одним из ключевых факторов, позволивших проекту железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан, обсуждавшемуся более четверти века, наконец сдвинуться с мертвой точки. Долгие годы его реализацию тормозили не только технические разногласия, но и проблема финансирования.
Ситуация изменилась за последние два года: была успешно учреждена совместная компания, и главы трех государств скрепили подписями ряд важнейших соглашений (см. «НГ» от 18.06.24). Началось строительство масштабных тоннелей длиной от 12 до 13 км. Этот проект, общей протяженностью 532–533 км, призван сформировать железнодорожную артерию, соединяющую Кашгар (Китай) с Андижаном (Узбекистан) через стратегически важные пункты Киргизии: Торугарт, Макмал и Джалал-Абад.
16 декабря в Бишкеке было устранено последнее препятствие – совместная проектная компания «Компания железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан» заключила кредитное соглашение с синдикатом китайских банков, включая Государственный банк развития Китая и Эксимбанк, для финансирования строительства нового железнодорожного маршрута. Общая стоимость проекта оценивается в 4,7 млрд долл. В церемонии подписания принял участие заместитель председателя кабинета министров Кыргызстана Бакыт Торобаев.
Согласно договоренностям, китайская сторона предоставит совместной компании кредит в размере 2,3 млрд долл. сроком на 35 лет. Оставшаяся сумма в 2,3 млрд долл. будет внесена тремя государствами в уставный капитал компании в следующем соотношении: Китай – 51%, Киргизия и Узбекистан – по 24,5% соответственно. Как отмечают эксперты, основную финансовую нагрузку берет на себя Пекин.
Собственник группы компаний «Алканов групп» и логистического центра Global Hub Чынгыз Алканов назвал Киргизию ведущим транспортным хабом между Китаем и РФ. По его словам, когда проект будет завершен, это положительно скажется на логистике. Конечно, для республики дорога станет огромным преимуществом – тем более что основная часть маршрута пройдет именно по его территории. Доставка грузов сократится на 7–8 дней, исчезнут лимиты на транспортировку.
Ма Цзя, главный конструктор проекта железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан из компании China Railway First Survey and Design Institute Group Co., Ltd, заявил агентству «Синьхуа», что этот проект значительно сократит транспортное время и логистические расходы, тем самым способствуя развитию торговых связей и экономического сотрудничества на Евразийском континенте. По прогнозам Ма Цзя, после завершения строительства годовой объем грузоперевозок в период с 2040 по 2050 год достигнет примерно 8–10 млн тонн. С вводом железной дороги в эксплуатацию выгоду получат логистика, торговля и производство, а в долгосрочной перспективе значительным стимулом станет и туризм. Доктор Ван Чживэй из Института международной журналистики и коммуникаций Пекинского университета иностранных языков подчеркнул, что строительство железной дороги создаст значительный спрос на рабочую силу, что обеспечит рост доходов местных жителей, стимулирует потребление и напрямую создаст десятки тысяч рабочих мест. Он добавил, что потребление строительных материалов, таких как сталь, цемент и механическое оборудование, необходимых для реализации проекта, будет активно способствовать развитию местной промышленности. Главный редактор Telegram-канала Logistan Григорий Михайлов полагает, что при строительстве магистрали большинство ключевых позиций займут китайские специалисты. «Китай за последние годы активно обучает специалистов в Бишкеке, это говорит о том, что часть работ на строительстве будет выполнена местными рабочими», – сказал «НГ» Михайлов.
Ожидается, что строительство железной дороги займет около 6 лет, с планами по электрификации линии в будущем. Специалисты отмечают, что проект железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан отличается высокой технической сложностью. По словам советника гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексея Лерона, более 45% маршрута пролегает через труднопроходимую горную местность с высокой сейсмической активностью, требуя возведения свыше 80 мостов и 40 тоннелей, включая три крупных тоннеля длиной более 12 км каждый. China Railway Construction Corporation, обладающая передовыми технологиями и опытом, задействует лучшие мощности для решения этих задач, с возможным участием европейских подрядчиков. Будут использоваться технологии, аналогичные строительству тоннеля Камчик в Узбекистане.
Эксперты убеждены, что этот стратегически важный маршрут откроет беспрецедентные возможности для прямых поставок товаров из КНР в Киргизию, страны Центральной Азии, на Ближний Восток, включая Турцию, а также в Европейский союз.


