0
1365
Газета Коллекция Интернет-версия

16.11.2007 00:00:00

Карикатурная история

Тэги: борис ефимов, новый манеж, выставка, карикатура


Борис Ефимов – человек, конечно, легендарный. Вспоминая о нем, обычно говорят о долгой насыщенной жизни (Ефимов – ровесник века), об удивительной творческой судьбе, об исторической и воспитательной значимости его работ. Вместе с тем Ефимов – прежде всего художник, великолепный рисовальщик. Человек не только острой критической мысли (без этого политическая сатира не существует), но и меткого глаза, художественного чутья, чувства стиля. И выставка в Новом Манеже, представляющая около 250 рисунков Бориса Ефимова, в очередной раз показывает, что искусство его ценно не только политической и социальной составляющей, но и безупречным мастерством рисунка.

Искусству карикатуры Ефимов никогда не учился, просто однажды открыл его для себя и с тех пор создал тысячи рисунков. Еще будучи учеником реального училища, под впечатлением от хлестких и остроумных карикатур одного из лучших довоенных еженедельников «Новый Сатирикон», начал рисовать первые шаржи на известных политических деятелей. Даже опубликовал один вместе с ныне такой узнаваемой подписью «Бор. Ефимов». Позже его талант раскрыло само время, потребовавшее участия в судьбе страны и критических оценок. Тогда и появился художник-карикатурист Борис Ефимов.

Карикатура – искусство условное: гротесковые формы, рожденные фантазией художника с помощью линии, точки и пятна, измененное пространство или вовсе его отсутствие. Борьбу двух цветов – белого и черного – изредка разбивает яркая красная вспышка, неизбежно ассоциирующаяся со Страной Советов. Емкие фразы тоже являются полноценной и необходимой частью рисунка. При отсутствии передачи материального объема персонажи кажутся эфемерными и потому не опасными. Линия и пятно делают страшное забавным, в то же время превращают веселое в трагичное.

Карикатуры Ефимова почти не меняются со временем. Представленные на выставке рисунки 1920–1980-х годов созданы для разных изданий, но одинаково верны теме, одинаково вырастают из четкой и быстрой линии, доверчиво подчиняясь любой прихоти художника. Самая ранняя работа на выставке – карандашный рисунок «Арест генерала» – создана в 1918 году в переломное для страны время. Самая поздняя относится к 1987 году и размашистой надписью Perestroika определяет новый этап страны, свидетелем которого стал Ефимов. Между ними – Вторая мировая и холодная война, капитализм и политические противники, сила и мощь великой страны и ее же комплексы и неразрешенные проблемы.

Карикатуры Ефимова всегда были востребованы, на многих рисунках на выставке стоит синий редакционный штамп – «в печать». Судить по ним о подлинной истории вряд ли возможно, но они, безусловно, являются отражением своего времени, странной и противоречивой судьбы большой страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
282
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
293
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
477
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
260

Другие новости