0
1136

01.09.2009 00:00:00

Мозг остановлен и промыт

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель НГ-Интернет

Тэги: история, школа, учебник


Ближе к 1 сентября абстрактная борьба с фальсификаторами истории перетекла в борьбу с неадекватными учебниками по истории. Агентство РИА-Новости опубликовало в связи с этим компактное интервью с Александром Даниловым, заведующим кафедрой истории Московского педагогического университета и автором серии школьных учебников. Интервью, наводящее на тягостные раздумья о судьбе российской школы и российских школьников.

Профессор Данилов считает, что старшеклассникам нужно преподавать «общепринятую, если угодно – государственную точку зрения на развитие страны». Но в том и дело, что «неугодно». Хотя бы потому, что государственная точка зрения в России не является общепринятой. Это точка зрения вполне конкретной политической элиты, которая все чаще и все отчетливее дает понять, что государство – это она. Государство – это элита, а не результат общественного и политического консенсуса. При таком раскладе школьная история из гуманитарной дисциплины превращается в идеологическую промывку мозгов.

Есть ли разница между идеологическим и гуманитарным предметами? Безусловно, есть, причем принципиальная. Гуманитарный подход делает упор на оценке. Оценке факта, события, персоналии. Оценке, в том числе, и моральной. Школьник выносит ее на основе тех ценностей, которые прививают ему семья или «значимые другие». В свою очередь, идеологический подход упирается в сухую догматику, катехизис. Факт и его оценка подаются школьнику в одном флаконе.

Гуманитарный предмет в идеале должен побуждать школьника к вынесению оценки. То есть побуждать к поиску информации, владея которой можно такую оценку вынести. Идеологический предмет, в свою очередь, не стимулирует ни творческий, ни интеллектуальный поиск. Идеология дает простые ответы на сложные вопросы, и это лучший способ остановки мозга. Российская школа тяготеет к идеологическому полюсу. Именно поэтому ЕГЭ вытеснил школьное сочинение, которое, при всех идеологических издержках и штамповках, в идеале является чисто гуманитарной, оценочной практикой. Именно поэтому государственная школа так быстро нашла общий язык с религией.

«Раньше в учебник истории включали все, что можно: учебные тексты, документы, атласы. Современный учебник истории – это навигатор: он должен быть кратким, содержать лишь основную историческую канву», - говорит Александр Данилов. Он заблуждается, называя второй тип учебника «навигатором». Навигатор предполагает реальность вне себя, по которой он помогает перемещаться. Современный учебник «по Данилову» замыкается на себе самом и не увлекает читателя миром вне себя. В отличие от учебника с атласами и документами.

Александр Данилов ссылается на слова Ломоносова, который говорил, что учебники для детей не должны содержать ничего отрицательного из истории Отечества. Сложно создать что-либо современное в XXI веке, если ссылаться на Ломоносова, как будто после «архангельского гения» педагогика остановилась в своем развитии и столетиями вглядывается в его портрет. Сложно также написать современный учебник, если руководствоваться (как это делает Данилов) представлениями о том, что народ и страна – одна большая семья. Эти представления анахроничны, они переносят на общество (или народ) ролевую структуру, в которой непременно присутствует фигура «родителя», и эту роль неизбежно играет либо государство, либо Церковь.

Между тем, современное общество – это общежитие индивидов. Однако школа, по-видимому, призвана игнорировать это обстоятельство, у нас на глазах превращаясь в отсталый, консервативный институт.

С содроганием угадываешь в комментариях Александра Данилова очертание общества, воспитанного на катехизисах-навигаторах вместо нормальных разносторонних учебников по истории. Большая, инфантильная и самодовольная семья. Она гордится собой не потому, что научилась интегрировать негативный опыт, а потому что убеждена: никакого негативного опыта у нее не было. Она растет и крепнет, но одновременно с ее ростом окончательно деградирует российская педагогика и тянет за собой впавшее в маразм и паранойю гуманитарное знание.

Нет-нет, да и возникает соблазн считать все это продуктом чьей-то злой воли. Однако действительность куда печальнее. Это не злая воля, а искреннее заблуждение. Заблуждение относительно того, что политическая конъюнктура может быть вечной и заслуживает долгосрочных инвестиций в себя саму. Печально то, что последствия этого заблуждения скажутся вовсе не на тех, кто сегодня заблуждается, а на тех, кто пока еще наивно читает школьный учебник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В отношениях с городским электоратом думские партии делятся на две группы

0
406
Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Анастасия Башкатова

Все больше предприятий сейчас планируют снижать объемы выпуска продукции

0
513
Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

0
272
Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Екатерина Трифонова

Моральный ущерб от незаконного уголовного преследования придется доказывать в суде

0
424

Другие новости