0
1715
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.11.2006 00:00:00

Момент истины на Корейском полуострове

Александр Жебин

Об авторе: Александр Захарович Жебин - руководитель Центра корейских исследований ИДВ РАН.

Тэги: корея, кндр, сша, переговоры


После продолжавшихся в течение семи часов консультаций представителей КНДР, США и КНР 31 октября в Пекине принято решение о возобновлении шестисторонних переговоров по ядерной проблеме на Корейском полуострове. Представитель МИД КНДР заявил, что Пхеньян решил вернуться на переговоры исходя из того, что в их рамках будет «обсужден и разрешен вопрос об отмене американских финансовых санкций» против КНДР, из-за которых северокорейцы около года бойкотировали этот форум.

Похоже, нас может ожидать своего рода «момент истины», который покажет, кто на самом деле готов искать решения проблемы на основе принципов, зафиксированных в совместном заявлении 19 сентября 2005 года. Чтобы понять, каковы шансы на успех, стоит еще раз проанализировать позиции их участников – КНДР и США – и решить, в чем состоят в этой ситуации российские интересы.

КНДР «выправила баланс»

Самая главная перемена произошла в статусе КНДР – теперь это де-факто ракетно-ядерная держава. Все минувшие годы США разговаривали с КНДР с позиции силы и пытались навязать ей свои условия. Чтобы вынудить США считаться с интересами КНДР, надо выправить баланс, сочли в Пхеньяне. Отсюда – залповые ракетные пуски минувшим летом и недавнее ядерное испытание.

Кстати, так считают многие и в Южной Корее. Согласно опросу, проведенному телерадиокорпораций Кей-би-эс, 43% южнокорейцев называют США виноватыми в том, что КНДР пошла на ядерные испытания, и лишь только 37% – саму КНДР. Такой же точки зрения придерживается бывший президент РК, лауреат Нобелевской премии мира за 2000 год Ким Дэ Чжун.

В современной истории были случаи отказа государств от имеющегося ядерного потенциала (ЮАР, Украина, Казахстан). В случае с КНДР такой вариант может быть реализован с учетом характера существующего в этой стране режима и восприятия им внешних угроз только при нормализации отношений с США, что подразумевает и отмену разного рода санкций. Администрация Джорджа Буша в силу своих идеологических взглядов и политических обязательств внутреннего порядка в течение двух остающихся у нее лет вряд ли способна пойти на такой шаг. А без этого северокорейцам нет никакого резона отказываться от главного козыря, способного, по их мнению, удержать США от попытки сменить режим в Пхеньяне и заставить их считаться с интересами КНДР.

Согласие Пхеньяна вернуться на переговоры в условиях сохраняющихся санкций Вашингтона подтверждает, что в основе политики северокорейского руководства по-прежнему остается курс на нормализацию отношений с США. В Пхеньяне понимают, что без этого не устранить угрозу режиму извне и не получить устойчивый доступ к западным инвестициям и помощи. А такой доступ невозможен без отмены американских экономических санкций, исключения КНДР из списка стран – спонсоров международного терроризма. Только тогда будут созданы достаточно благоприятные внешние условия для модернизации северокорейской экономики, без чего властям будет все более трудно поддерживать политическую и социальную стабильность в стране.

США в ожидании капитуляции

Шесть лет корейской политики администрации Буша – это шесть лет сначала игнорирования, а затем травли неугодного режима в Пхеньяне. Если эта политика ставила целью не допустить появления в КНДР ядерного оружия и сменить режим в этой стране, то и в том, и другом случае она потерпела крах.

Между тем даже британцы – жители страны, которая в последние десятилетия практически во всем солидаризировалась с США, – считают Буша большей угрозой миру, чем лидеров причисленных им к «оси зла» Ирана и Северной Кореи. Таковы результаты недавнего мониторинга общественного мнения, проведенного по заказу английской газеты «Гардиан». Такого же мнения придерживаются в Канаде и Мексике.

В РК, согласно последним опросам, около двух третей их участников выступают против применения Вашингтоном военной силы против КНДР. Почти половина молодежи, которая впервые получит право голосовать на президентских выборах в РК в декабре 2007 года, считает, что в случае нападения США на КНДР Сеул должен поддержать Пхеньян, а не Вашингтон.

Учитывая эти настроения общественности, президент РК Но Му Хен в своем обращении к Национальному собранию в минувший понедельник заявил, что его страна, несмотря на ядерное испытание в КНДР, намерена продолжать реализацию двух основных проектов экономического и гуманитарного сотрудничества с КНДР – развития Кэсонской промышленной зоны и туризма в горы Кымган. «Ни при каких обстоятельствах мы не можем оборвать каналы диалога с Севером», – подчеркнул он.

Действия США после принятия двух резолюций СБ ООН (по северокорейским ракетным пускам и ядерному испытанию) свидетельствуют о том, что у администрации Буша отсутствует конструктивная программа решения этих проблем. Октябрьская поездка госсекретаря Кондолизы Райс в Токио, Сеул, Пекин и Москву, приезд к нам замминистра финансов США Стюарта Леви свелись практически к одному – призывам добиться «коллективной изоляции» КНДР и оказывать все возрастающее давление на эту страну. Никаких конкретных предложений, учитывающих озабоченности КНДР, американцы не привезли.

После достижения договоренности о возобновлении шестисторонки США срочно направили в Токио, Сеул и Пекин высокопоставленных эмиссаров с целью убедить их сохранять санкции против КНДР и в ходе переговоров, а также добиваться реализации фактически первоначальной, самой жесткой американской позиции, заключающейся в «полном, проверяемом и необратимом демонтаже» всех ядерных программ КНДР. Возобновление переговоров рассматривается в Вашингтоне не более как проведение церемонии подписания Пхеньяном акта о безоговорочной капитуляции.

Так что пока нет никаких признаков того, что администрация Буша намерена вести серьезный диалог с Пхеньяном. Напротив, последние сообщения о планировании Пентагоном ударов с воздуха по объектам ядерной инфраструктуры КНДР и даже десантировании подразделений командос для этих целей говорят о том, что американцы преднамеренно провоцируют руководство КНДР на эскалацию кризиса.

В целом действия администрации Буша в ходе нынешнего ядерного кризиса подтверждают, что политика США является главным внешним фактором, дестабилизирующим обстановку на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом.

Интересы Москвы

России не нужно появление новой ракетно-ядерной державы на ее границах, будь то КНДР или какая-либо другая страна. Москва неоднократно и достаточно четко давала понять, что она хотела бы видеть Корейский полуостров свободным от оружия массового поражения.

В Пхеньяне пока избегают публично комментировать позицию России относительно ядерных и ракетных проблем в Корее. Однако по реакции КНДР на ряд акций США и их союзников, к которым присоединилась Россия, можно предположить, что позиции Москвы и Пхеньяна далеко не всегда совпадают.

Фактом остается то, что при наличии некоторых тактических компромиссов с США базовые элементы подхода России к решению проблем безопасности в Корее не претерпели принципиальных изменений. Через несколько дней после ракетных пусков КНДР президент Владимир Путин, призвав к «восстановлению переговорного процесса», указал, что «должна быть создана атмосфера для достижения взаимоприемлемых компромиссов», тем самым намекнув на необходимость уступок не только со стороны КНДР. В конце октября Путин вновь призвал «не загонять ситуацию в тупик» и учесть интересы КНДР, связанные с ее безопасностью и развитием мирного атома.

При реализации любых сценариев решения корейских проблем для России приоритетное значение имеет обеспечение мира и стабильности на полуострове. Россия заинтересована в мирном урегулировании ракетно-ядерной проблемы КНДР не только по соображениям собственной безопасности. Напряженность в Корее стала серьезной помехой для реализации многосторонних энергетических и транспортных проектов в СВА.

Действия США, вознамерившихся любой ценой сменить режим в Пхеньяне, уже привели к откладыванию работ по соединению корейских железных дорог с Транссибом. Пытаясь расправиться с КНДР, американцы попутно фактически стремятся сорвать и реализацию указанных проектов. При этом решается сразу несколько задач – сохранение ориентации поставок Россией углеводородного сырья на рынки Запада и во все больше возрастающей степени – США, блокирование социально-экономического развития нашего Дальнего Востока и его экономической интеграции в АТР, то есть недопущение усиления позиций России на Тихом океане. Те, кто призывает следовать нынешнему американскому курсу в отношении КНДР, либо не понимают этого, либо соглашаются с такой «программой» для России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
176
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
244
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
272
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
269

Другие новости