0
4359
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.04.2007 00:00:00

Экстремисты накапливают силы

Зураб Тодуа

Об авторе: Зураб Тодуа - научный сотрудник Института религии и политики (Москва).

Тэги: узбекистан, экстремисты, каримов


узбекистан, экстремисты, каримов Оружие андижанских экстремистов, изъятое после подавления мятежа.
Фото из архива автора

2006 год в Узбекистане прошел под знаком продолжения борьбы властей с религиозными экстремистскими организациями и преодоления последствий вылазки исламистов в Андижане 13 мая 2005 года. Власти осознают, что мятеж был вызван не только внешними факторами, но и внутренними, имеющими в основном социальную подоплеку. Поэтому по распоряжению президента Ислама Каримова предпринимаются действия по снижению социальной напряженности. Так, производителям сельскохозяйственной продукции предоставлены разнообразные льготы, ограничены фискальные проверки деятельности малого и среднего бизнеса, введен жесткий контроль над своевременными бюджетными выплатами населению. Наряду с этим в силовых структурах были произведены серьезные кадровые чистки. Во всю мощь работает государственная пропагандистская машина, причем с привлечением религиозных деятелей.

Кроме этого, официальный Ташкент закрутил гайки финансируемым из-за рубежа фондам и НПО, некоторых лишил дипломатической аккредитации, а других, как Фонд Сороса или «Евразия», просто выдворил из Узбекистана.

Однако этих мер оказалось недостаточно для разгрома организаций, имеющих репутацию экстремистских. Им удалось сохранить свои позиции в некоторых регионах страны, в том числе в Ферганской долине. Поэтому борьба с религиозным подпольем остается приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов и специальных служб Узбекистана. Основными объектами их преследования на сегодняшний день остаются партия «Хизб ут-Тахрир», ваххабиты, «Акромия». Известное Исламское движение Узбекистана (ИДУ) переживает не лучшие свои дни – власти страны в борьбе с ним достигли ощутимых успехов. За последние два года ИДУ был нанесен чувствительный удар – было арестовано немало членов и сторонников этой организации, и, в частности, в 2006 году никаких серьезных вылазок ИДУ не предпринимало.

«Хизб ут-Тахрир»

Члены партии «Хизб ут-Тахрир» принимали активное участие в маковой революции в Киргизии («ошские отряды»). 13 мая 2005 года боевики «Хизб ут-Тахрир» («Х-Т») наряду с членами «Акромии» стали главными организаторами и участниками мятежа в Андижане. По свидетельству местных наблюдателей, настроения среди определенной части населения Ферганы, Маргилана и Коканда в эти дни были таковы, что при затягивании операции по подавлению мятежа там могли повториться андижанские события. В Ферганской долине вполне мог появиться экстремистский анклав наподобие Чечни (в 1996–1999 годах), Кадарской зоны в Дагестане (до 1999 года), Тавильдаринской зоны в Таджикистане или Панкисского ущелья в Грузии.

В 2006 году активность «Х-Т» пошла на убыль. Если в 2003–2005 годах листовки и брошюры организации относительно регулярно появлялись в Ташкенте и других городах республики, а также во многих кишлаках, то в прошедшем году такие факты были единичными. Однако негативное влияние на Ферганскую долину оказывает деятельность «Хизб ут-Тахрир» на юге Киргизии, где она существует фактически легально, несмотря на запреты властей.

Необходимо учитывать противоречивое отношение мирового сообщества к деятельности «Х-Т». Многие политики, журналисты и правозащитники продолжают считать ее мирной организацией. По их мнению, применение силы в Андижане против мятежников было необоснованным. Такая реакция мирового сообщества дает основания экстремистам считать вылазку в Андижане успешной, что, безусловно, вдохновляет их на новые выступления.

Ваххабиты

По данным местных экспертов, в 2006 году в Узбекистане выросло число сторонников ваххабитского течения ислама. В Ферганской долине почти в каждой мечети во время молитвы можно обнаружить группу молодежи, которая осуществляет молебен в соответствии с ваххабитскими обрядами.

Это течение представляет серьезную опасность для светской власти, потому что, во-первых, ваххабиты еще более фанатичны, нежели члены партии «Х-Т». Во-вторых, они не склонны ограничиваться только распространением своих идей, а предпочитают действовать. В-третьих, пропаганда ваххабитов находит отклик и понимание среди беднейших слоев населения и молодежи.

«Акромия»

«Акромия» является религиозно-экстремистской сектой. Название организации происходит от имени муллы Акрома, который жил в середине XX века и пользовался большим авторитетом у верующих. Идеология акромистов в основном совпадает с программой партии «Х-Т» – так же как и «Х-Т», «Акромия» выступает за создание халифата на основе законов шариата. В то же время лидеры и члены «Акромии» считают, что этих целей необходимо добиваться только насильственными методами. Для обоснования своих целей идеологи «Акромии» (так же, как и «Х-Т») извращают каноны и догмы традиционного ислама, подменяют положения Корана собственными религиозно-сектантскими сочинениями.

Сторонники «Акромии» не признают светские законы, отрекаются от родителей, родственников и друзей, преданны только своим лидерам и духовным наставникам. Акромисты не идут на контакты с представителями официального духовенства и не признают традиционный ислам. Вполне вероятно, «Акромия» является немногочисленной, но достаточно организованной и агрессивной боевой частью партии «Х-Т».

Первые ячейки этой организации появились в 1992 году в Андижанской области. Возглавил ее активный член партии «Х-Т» Акрам Юлдашев. В 1999 году он был осужден за антиконституционную деятельность на 17 лет. Значительная часть участников андижанского мятежа, согласно материалам следствия, состояла в «Акромии». Кстати, одним из требований андижанских мятежников было освобождение Юлдашева, которого акромисты продолжают считать своим лидером. Позиции «Акромии», как и упоминавшихся выше «Хизб ут-Тахрир», довольно устойчивы. Пока можно говорить лишь о сдерживании распространения их влияния и сохранении общего контроля над религиозной ситуацией в стране, что на самом деле не так уж и мало, особенно если учесть сложную обстановку в Центральной Азии и вокруг нее в целом.

Орден Накшбандия

Религиозно-философское течение «Орден Накшбандия» появилось в начале ХIV века. Основателем ордена был Бахааддин Накшбанди Бухараи (1314–1389). Теологическую основу данного течения составляет мусульманский мистицизм – суфизм. В персидских письменных источниках сохранилось множество легенд о необыкновенных способностях Бахааддина, которые он использовал при жизни для лечения верующих. Накшбанди проповедовал мир и гармонию, призывал не использовать власть и богатство в личных целях и к воздержанности во всем. Его девизом стало высказывание: «Руки в труде, а сердце в боге». Последователи и приверженцы ордена отказывались от земных благ и проповедовали аскетизм, готовя себя к загробной жизни.

Власти Узбекистана поначалу терпимо относились к деятельности ордена, учитывая то обстоятельство, что последователи учения Накшбанди не отличались агрессивностью, отвергали экстремизм и террор. Однако на определенном этапе стало ясно, что либо под прикрытием ордена действует иная организация с иными целями, либо изменился сам орден и теперь имеет мало общего с известной классической Накшбанди.

В Узбекистане орден возглавляет Ибрахим-Хазрат, который объявил себя пророком. Он проживает в одном из селений Бувайдинского района вблизи Коканда. По свидетельству очевидцев, на общие праздничные моления и поклонения в Коканд съезжаются паломники из разных регионов Узбекистана, а также из Таджикистана и Киргизии. Моления и ритуалы сопровождаются жертвоприношениями и массовым трансом или гипнозом. Обстановка и атмосфера этих массовых мероприятий способствуют неадекватному восприятию Ибрахима-Хазрата и его деятельности.

Так, например, во всех ритуалах организации применяются элементы оккультизма, отвергаемые как традиционной исламской религией, так и учением Накшбанди. Ритуалы и молебны сопровождаются призывами беспрекословно поклоняться и подчиняться Ибрахиму-Хазрату, который объявлен святым. Доступ к самому Хазрату обставляется своеобразно: примерно за 50–60 метров верующий должен пасть на колени и до него добираться ползком. Сам «пророк» говорит мало, молитвы за него хорошо поставленными голосами читают приближенные. Их примерно 40 человек, и все они являются официальными духовными лицами Ферганской долины и частично других регионов республики.

Активисты организации стараются привлекать в свои ряды как можно больше людей, особенно молодежь. Известны факты, когда в орден уходят целыми семьями и махаллями (кварталами). Строительство мечетей ордена в Коканде, Бувайде и Шахимардане финансировали известные бизнесмены Коканда и Маргилана. Вообще же орден располагает солидными источниками финансирования. В основном это средства местных и зарубежных (Киргизия, Таджикистан, Казахстан) бизнесменов узбекского происхождения. В течение последних двух лет влияние ордена возросло в Ферганской долине, а также на юге Киргизии и в Таджикистане.

В настоящее время власти Узбекистана с крайней настороженностью относятся к деятельности ордена. Некоторые эксперты считают, что орден придерживается радикального, экстремистского направления ислама и на определенном этапе может направить своих сторонников против светской власти. По имеющимся данным, в Ферганской долине число сторонников ордена составляет около 35–40 тысяч человек. И все же в отношении последователей этого ордена власти пока никаких репрессивных действий не проводят, надеясь, видимо, на благоразумие его лидеров.

* * *

Общее число активно верующих, то есть тех, кто старается соблюдать все религиозные традиции и обряды, в Узбекистане оценивается примерно в один миллион человек (из 27 млн. населения). На протяжении всех 15 лет существования независимого Узбекистана между официальными властями, с одной стороны, и лидерами религиозных экстремистов внутри страны и за рубежом – с другой, идет напряженная борьба. Подавляющая часть населения республики, включая и большинство верующих, негативно относятся к экстремистам. Сторонники (не активисты, а именно сторонники) радикальных религиозных групп составляют примерно 7–10% от общего количества верующих. Относительную немногочисленность экстремисты компенсируют активностью, воинственностью, фанатизмом. Что и продемонстрировали события в Андижане.

Экстремисты не представляли бы такой опасности для Узбекистана и региона в целом и вряд ли долго просуществовали, если бы не поддержка из-за рубежа. Здесь уместно вспомнить, что за последние 25 лет Саудовская Аравия через исламские благотворительные фонды потратила около 70 млрд. долл. на создание в 20 государствах мира ваххабитских мечетей, организаций, исламских центров, тренировочных лагерей, закупку оружия, привлечение наемников. Часть этих денег попадает и в Узбекистан.


Захваченного полицейского экстремисты скоро убьют.
Кадр из фильма, отснятого самими экстремистами – снимок предоставлен автором

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1427
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3703
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2085
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2358

Другие новости