0
1268
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.04.2007 00:00:00

«Нет предпринимателя, нет проблемы»

Тэги: минск, оппозиция, валерий фадеев, бизнес


минск, оппозиция, валерий фадеев, бизнес Мелких предпринимателей в Белоруссии может не стать.
Фото автора

В марте на улицах Минска митинговала не только белорусская оппозиция. Эту форму борьбы за свои права в последнее время стали использовать предприниматели, люди абсолютно далекие от политики. Они не выдвигают политических требований и готовы к переговорам и компромиссам. Речь идет не о крупном частном бизнесе (его в Белоруссии практически нет), а о мелком предпринимательстве, людях, торгующих на рынке.

На улицы предпринимателей-рыночников вывела нависшая над ними угроза исчезновения как класса. Дело в том, что в качестве новогоднего подарка от президента индивидуальные предприниматели (ИП – организационно-правовая форма, не предполагающая образования юридического лица) получили указ № 760 от 29.12.06. Документ поставил перед предпринимателями задачу: в течение 2007 года либо избавиться от наемных работников-«неродственников», либо перерегистрироваться в юридическое лицо, либо вообще свернуть свою деятельность. Его требования касаются как минимум 180 тыс. самих индивидуальных предпринимателей и еще 300 тыс. их наемных работников.

Разумеется, что меньше всего людям хочется лишиться источников существования и своего дела. Найти достойную работу и перейти в категорию «наемные работники» не так-то просто. Белорусский рынок труда изобилует рабочими вакансиями, предлагающими невысокий уровень оплаты труда. Да и статус рабочего и бизнесмена – категории несравнимые. Вот и говорят они с горькой иронией о прелестях многоженства и многомужества.

Ипэшники, как их называют в Белоруссии, «родились» в начале 1990-х, на руинах советской экономики. Остановившиеся заводы и фабрики выплеснули на улицы тысячи людей, злых и голодных. Предок белорусского ИП – «челнок», одинокая женщина в турецкой кожаной куртке, с клетчатым баулом, вынужденная мотаться по рынкам, чтобы прокормить детей. К настоящему времени она уже «раскрутилась», открыла несколько торговых точек и наняла сотрудников – водителя, продавцов, но масштабы ее бизнеса не настолько велики, чтобы сформировать уставный фонд и перейти в статус «юрлица». Для нее выполнение требований президентского указа – это возврат в прошлое, для ее сотрудников – потеря работы.

Размышляя о том, как можно наименее болезненно выйти из этой ситуации, привели экспертов к мысли, что государство, принимая такие решения, четко понимало: многие работу прекратят. В Белоруссии примерно 50 тыс. частных предприятий, которые создавались в течение 15 лет. Едва ли 2007 год станет настолько знаковым, что в течение него в стране будет зарегистрировано 180 (ну или 100) тысяч новых предприятий. Тем более что, по оценкам экспертов, «переварить» такое число желающих не смогут регистрирующие органы. Ведь процедура эта в Белоруссии чрезвычайно сложная. По данным Международной финансовой корпорации, изучавшей эту проблему, на регистрацию предприятия требуется месяц, на получение одного разрешения (а всего их нужно около 6) – 79 дней. Еще 27 дней понадобится на получение лицензии. Разумеется, все это будет стоить денег (приблизительно 2 тыс. долл., по расчетам экспертов) и потребует много времени. «Чтобы успеть создать фирму до конца года (и начать работу со следующего), предпринимателю нужно заняться оформлением необходимых документов не позднее июля, а в идеале уже сейчас», – считает советник по правовым вопросам Международной финансовой корпорации (МФК) Валерий Фадеев.

Вообще-то свой «наезд» на мелкого частника государство начало гораздо раньше. То один вид товара запретят продавать на рынке, то другой. Например, с 1 апреля парфюмерию и косметику можно будет купить только в больших специализированных магазинах. С этого же периода усложняются условия работы для торговцев мехами и сложнобытовой техникой. Чем же не угодили властям люди, решившие проблему безработицы и для себя, и «для того парня»?

Анализ взаимоотношений государство–бизнес позволяет предположить с высокой степенью достоверности, что вина ИП – в чрезмерном увлечении импортом. Товары, которые ИП везут в Белоруссию в основном с московского Черкизовского рынка, может быть, не самого лучшего качества, но вполне приемлемы по цене для белорусов с их зарплатой в 200–300 долл. Однако у белорусского правительства цель совершенно иная – заставить население покупать только белорусские товары. И если «организованной» торговле (так в Белоруссии называют крупные магазины) можно просто поставить такую задачу и не сомневаться в результате, то с мелким частником это не проходит. Он упорно не хочет продавать то, что надо государству, и везет то, что хочет потребитель.

Рост цен на российские энергоносители с начала этого года ситуацию усугубил. Валюты на их оплату нужно все больше, а ее поступает в страну все меньше. А тут еще какие-то предприниматели (на их долю приходится 30% товарооборота) регулярно вывозят ее из страны, завозя при этом китайский ширпотреб. Решение было найдено привычное еще с советских времен: «нет предпринимателя, нет проблемы».

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
903
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
632
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
869
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
791

Другие новости