0
1594
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.10.2008 00:00:00

Сбой в работе G8 вызван политическими причинами

Юлия Петровская

Об авторе: Интервью подготовила Юлия Петровская.

Тэги: g8, сбой, саммит, конфликт


Заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко, курирующий вопросы участия России в международных организациях и сотрудничества в области прав человека, рассказал в интервью «НГ» о влиянии кавказского конфликта на взаимодействие Москвы с ее основными партнерами в международных организациях и многосторонних форматах.

– Александр Владимирович, как сказались югоосетинский конфликт и признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии на деятельности России в международных организациях? Стало ли труднее взаимодействовать с другими партнерами и продвигать свои предложения с учетом того, что многие влиятельные страны резко негативно восприняли действия Москвы на Кавказе?

– Нельзя сказать, что события в Южной Осетии и признание Россией независимости двух республик существенно изменили расклад сил в международных организациях. Там, где есть взаимный интерес и реальные перспективы сотрудничества, такое сотрудничество продолжается. Там, где были противоречия, они остались.

В то же время августовские события стали своего рода лакмусовой бумажкой. В международных организациях наиболее рельефно видно, насколько то или иное государство проявляет в своих подходах и оценках ангажированность или двойные стандарты, как оно использует или не использует свой статус для отработки политических заказов. Не менее интересно выглядит и реакция разного рода международных чиновников и так называемых независимых экспертов.

– Осложнился ли, на ваш взгляд, диалог в рамках СБ ООН и других форматах по таким проблемам, как ядерные программы Северной Кореи и Ирана, а также урегулирование в Афганистане? Или по иракской проблеме с учетом того, что в конце года предстоит продление мандата СБ ООН на пребывание там иностранных войск?

– Диалоговые процессы по указанным вами вопросам развиваются по своей внутренней логике, и о каком-либо воздействии югоосетинского конфликта на их продвижение речи не идет. Например, в ходе согласования недавно принятой резолюции по Афганистану мы и все другие члены СБ руководствовались исключительно интересами афганского урегулирования, которые никак не связаны с проблематикой ситуации на Кавказе.

Что касается конкретно Ирака, то действительно менее чем через три месяца истекает мандат многонациональных сил в этой стране, продленный в декабре 2007 года резолюцией СБ ООН 1790. Иностранные войска, как подчеркивается в этом документе, находятся в Ираке по просьбе правительства этой страны. При принятии резолюции 1790 иракский представитель выразил надежду, что со стороны Багдада это будет последняя просьба к Совету Безопасности о продлении мандата многонациональных сил и что в дальнейшем совет сможет не прибегать к мерам, предусмотренным в главе VII Устава ООН.

В настоящее время между США и Ираком проходят переговоры, на которых обсуждаются модальности изменения статуса многонациональных сил и перевода вопроса об иностранном военном присутствии в русло двусторонних отношений между Ираком и заинтересованными государствами. Если в силу каких-либо причин иракское правительство все же решит вновь обратиться к СБ ООН с просьбой о продлении мандата, мы будем готовы во взвешенном и конструктивном ключе участвовать в обсуждении этого вопроса, исходя из дружественного характера наших отношений с Багдадом и интересов поддержания мира и безопасности в регионе. Какими-либо другими расчетами Россия не руководствуется.

– Недавно сообщалось, что в рамках «большой восьмерки» в последний момент был отменен ряд согласованных мероприятий, включая заседания по антитерроризму и нераспространению ОМУ, а также встречи министров иностранных дел и министров сельского хозяйства. Как вы это прокомментируете?

– Действительно, ряд мероприятий «восьмерки», такие как встреча министров иностранных дел в Нью-Йорке, были отменены. Некоторые встречи были перенесены на более поздний срок. Мы сожалеем о том, что в сентябре произошел сбой в работе механизма G8. Очевидно, что он был вызван политическими причинами – позицией тех сил, которые пытаются идеологизировать деятельность «восьмерки», превратив ее в политизированный западный клуб. Такой подход коренным образом расходится с интересами международного сообщества.

На наш взгляд, предназначение «восьмерки» состоит в формировании многосторонних подходов к стратегическим вопросам мирового развития, в решении которых заинтересованы все государства, в том числе развивающиеся. «Восьмерка» должна эволюционировать в сторону превращения в действенный механизм коллективного лидерства в современном мире, представительный в географическом и цивилизационном отношениях.

На последнем саммите G8 в июле в Японии были приняты важные решения, касающиеся борьбы с продовольственным кризисом, укрепления энергетической безопасности, содействия развитию, в том числе Африки, противодействия распространению ОМУ и международному терроризму, укрепления потенциала миростроительства, совершенствования систем образования и здравоохранения. Лидеры ведущих стран обсудили вопросы сотрудничества в противодействии изменению климата, договорились о мерах по повышению энергоэффективности. Очевидна роль России в поисках ответов на все эти глобальные вызовы. Нам жаль, что сотрудничество в рамках «восьмерки» по этим очень важным и острым вопросам стало в определенном смысле заложником политических игр. Это может затруднить реализацию решений июльского саммита G8, осложнить работу итальянского председательства в будущем году. Надеемся все же, что этого не произойдет.

Мы считаем, что «большая восьмерка» способна и далее играть позитивную и динамичную роль в решении актуальных глобальных вопросов. Свидетельством того, что это мнение разделяют многие наши партнеры, явилось предложение президента Франции Николя Саркози о созыве на базе «восьмерки» встречи мировых лидеров для обсуждения путей преодоления мирового финансового кризиса. Мы эту идею поддерживаем, считаем ее давно назревшей.

– Какую роль в этом обсуждении может сыграть Россия?

– Президент Дмитрий Медведев неоднократно поднимал вопрос о несоответствии мировой финансово-экономической архитектуры современным условиям глобализации. Говорил он о необходимости ее реформирования и на последнем саммите «восьмерки», и незадолго до этого на саммите Россия–ЕС в Ханты-Мансийске. К сожалению, тогда серьезных, прорывных решений на этом направлении достичь не удалось. Как говорится, пока петух не клюнет, мужик не перекрестится. Нарастание кризиса в последние месяцы заставляет G8 вернуться к теме состояния глобальной экономики и мировых финансов. Россия готова ответственно и конструктивно участвовать в совместной выработке необходимых решений, что было вновь подтверждено в ходе недавних встреч вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина с коллегами в Вашингтоне.

Очевидно также, что глобальные проблемы не могут решаться в рамках «восьмерки» без учета мнения развивающихся стран. Мы выступаем за максимальное взаимодействие G8 с нашими партнерами по БРИК и другими ведущими странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Не так давно были приняты решения о проведении в октябре–ноябре ранее отложенных заседаний в рамках Хайлигендаммского процесса – структурированного диалога «восьмерки» с Бразилией, Индией, Китаем, Мексикой и ЮАР. Мы удовлетворены этим. Рассчитываем, что такое взаимодействие будет расширяться и углубляться.

В целом надеемся, что наши партнеры по «восьмерке» вернутся к прагматичному подходу и отдадут приоритет равноправному взаимовыгодному сотрудничеству, нацеленному на решение актуальных вопросов глобальной повестки дня. Россия выступает именно за такое сотрудничество и готова внести свой вклад в достижение результатов.

– Вернемся к кавказскому кризису. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) на своей осенней сессии приняла резолюцию, в которой просит Россию аннулировать ее признание независимости Абхазии и Южной Осетии. В документе, в частности, говорится, что «с точки зрения международного права такое понятие, как «защита граждан за границей», является неприемлемым. Таким образом, ассамблея выражает обеспокоенность в связи с проводимой Москвой политикой в отношении других государств, где проживает значительное число российских граждан. Как вы прокомментируете этот документ? Как, на ваш взгляд, кавказские события отразились на взаимодействии в рамках Совета Европы?

– Принятие подобной резолюции, на наш взгляд, свидетельствует о том, что значительная часть парламентариев Совета Европы – я не говорю об известных «записных русофобах», никак не может или не желает адаптироваться к тому обстоятельству, что Россия сегодня – это не Россия 90-х годов. Возрождение нашей страны, ее возвращение в качестве одного из ведущих факторов современных международных отношений, очевидно, им не нравится. Как не нравится и наша способность и готовность твердо, а если потребуется и жестко, отстаивать национальные интересы. Защищать их, хотел бы подчеркнуть особо, действуя в строгом соответствии с международным правом и не нарушая наших международных обязательств.

Взгляните на название резолюции ПАСЕ – «Последствия войны между Грузией и Россией». Так на Западе упорно именуют нападение Грузии на Южную Осетию. Россия с Грузией не воевала. Мы в соответствии с имеющимся миротворческим мандатом лишь провели операцию по принуждению к миру зарвавшийся тбилисский режим, предпринявший агрессию против Южной Осетии и российских миротворческих сил.

Кстати, об этом прямо сказано в упомянутой резолюции – «начало обстрела Цхинвала грузинскими войсками 7 августа 2008 года привело к новому витку эскалации, а именно к открытым и полномасштабным военным действиям». Признается также, что Грузия применяла тяжелое вооружение и кассетные боеприпасы, прямо констатируется нарушение Грузией международного права и обязательств по разрешению этого конфликта мирными средствами. Так что у парламентариев Совета Европы все же хватило смелости назвать инициатора конфликта. На том, однако, объективность депутатов ПАСЕ и закончилась.

Резолюция изобилует странными рассуждениями о якобы проводимой российскими властями особой политике в отношении других государств, где проживают российские граждане, о неприемлемости с точки зрения международного права «защиты граждан за границей», неадекватном ответе России и т.п. Иными словами, нам, видимо, предлагают молчаливо взирать на вооруженную агрессию Тбилиси и массовые убийства мирных жителей Южной Осетии, в том числе российских граждан. Этого не будет.

Совсем уже несерьезно выглядит требование к России отозвать решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Мы поступили единственно правильным способом с тем, чтобы обеспечить выживание этих народов. Тбилиси своей агрессией сам поставил крест на возможности примирения с абхазами и осетинами. Мы лишь были вынуждены констатировать реальное положение вещей.

Нашим представителям удалось убедительно и аргументированно донести до сознания своих коллег в ПАСЕ тезис об абсолютной бессмысленности и контрпродуктивности попыток изоляции России. Отрадно, что у членов ПАСЕ хватило здравого смысла не пойти на поводу у небольшой группы депутатов, истерично призывавших «наказать» Россию, лишить ее права голоса в ассамблее. Как известно, эти попытки закончились полным провалом.

Мы будем прилагать усилия, чтобы сохранить конструктивный настрой на взаимодействие в рамках Совета Европы, убеждая парламентариев в правильности и обоснованности наших действий на Кавказе.

– Оказывает ли Россия содействие (если да, то какое) лицам, подавшим жалобы в международные суды на действия властей Грузии?

– Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, индивидуальным заявителем может быть только сама жертва нарушения прав. Иными словами, право подачи физическими и юридическими лицами индивидуальных жалоб в Европейский суд по правам человека реализуется ими самостоятельно или через их юридических представителей. Государственные органы Российской Федерации не могут являться посредниками в подаче таких жалоб, равно как и в контактах заявителей с Европейским судом.

В настоящее время мы не располагаем точными данными о количестве жалоб, поданных пострадавшими от грузинской агрессии в международные судебные инстанции. По неофициальным сведениям, их уже несколько тысяч. Вместе с тем мы считаем, что действия грузинских войск в Южной Осетии и тех, кто отдавал им приказы, не могут квалифицироваться иначе, чем военные преступления и грубейшие нарушения прав человека, и не должны оставаться безнаказанными, в том числе и с точки зрения международного права.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2024
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4706
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2568
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2955

Другие новости