0
3375
Газета Дипкурьер Печатная версия

07.09.2009 00:00:00

Сила и слабость в отношениях Россия–США

Дмитрий Суслов.

Об авторе: Дмитрий Вячеславович Суслов - заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике.

Тэги: россия, сша, отношения, перезагрузка


россия, сша, отношения, перезагрузка Московская встреча двух президентов не сняла всех имеющихся противоречий.
Фото Reuters

Начало нового политического сезона вновь заставляет задуматься о состоянии и перспективах российско-американских отношений, а также подвести первые итоги их перезагрузки, объявленной в начале февраля, но формально запущенной лишь в начале июля этого года – после визита в Москву президента США Барака Обамы. Тем более что не за горами срок выработки нового договора Россия–США об ограничении и сокращении ядерных вооружений вместо истекающего в декабре СНВ-1. Успех же здесь зависит от общего климата, динамики отношений и способности сторон идти на взаимные уступки. Ведь главное противоречие сторон в данной сфере – увязка стратегических наступательных и оборонительных вооружений и соответственно судьба третьего позиционного района ПРО США в Европе – остается неизменным.

С одной стороны, дальнейшего ухудшения российско-американских отношений, наблюдавшегося с 2003 по начало 2009 год, после московского саммита не происходит. Ведется, как и планировалось, работа по выработке нового договора вместо СНВ-1 (следующий намечен на начало сентября). С другой стороны, невозможно избавиться от ощущения, что подготовка нового договора по СНВ происходит как бы изолированно от остального пласта и магистрального течения российско-американских отношений. Последний же пока не сильно изменился.

Продолжается прямое соперничество сторон в наиболее чувствительном для России регионе – на постсоветском пространстве. Состоявшиеся почти сразу после июльского саммита в Москве визиты вице-президента США Джозефа Байдена в Украину и Грузию ясно показали: Америка будет и впредь оказывать политико-дипломатическую и военную поддержку этим странам, курс на их отрыв от России и интеграцию в западные структуры остается неизменным, а про «компромиссы» и «размены» на постсоветском пространстве Россия может забыть. Сразу после этого Байден дает скандальное и обидное для Москвы интервью Wall Street Journal, в котором прогнозирует скорое внешнеполитическое ослабление России вследствие ослабления экономического и тем самым фактически побуждает оказывать на РФ жесткое давление в ожидании неизбежных уступок.

В августе американская корпорация General Motors – явно не без вмешательства политического фактора – противодействовала приобретению Сбербанком акций немецкой Opel, несмотря на поддержку этой сделки канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Россия, со своей стороны, продолжает совершать в адрес США демонстративные военно-политические жесты (посылка российских подлодок к берегам Америки в начале августа) и осуществлять военное сотрудничество с рядом антиамериканских режимов (Венесуэла).

Более того, Россия и США могут жестко схлестнуться вокруг предстоящих в январе 2010 года президентских выборов в Украине и тем самым снова поставить двусторонние отношения на грань откровенной враждебности. «Битва за Украину» уже началась, и ставки здесь крайне высоки. Недавние письмо Дмитрия Медведева Виктору Ющенко, его видеообращение к украинскому народу и визит в Украину Патриарха Кирилла продемонстрировали, что отношения с Киевом для Москвы куда больше, чем обычные двусторонние отношения, и что Россия во что бы то ни стало намерена отыграть ситуацию, возникшую после оранжевой революции 2004 года. Для США же главное – закрепить эту ситуацию и впредь, и они также отнюдь не намерены сдаваться, о чем свидетельствуют беседы Байдена в Киеве со всеми вероятными кандидатами на президентский пост.

Все это создает риск того, что перезагрузка между РФ и США закончится с выработкой нового договора по СНВ (и то если она состоится), в то время как подавляющая часть повестки дня двусторонних отношений будет или в лучшем случае стагнировать, или приобретать все более негативный характер.

Действительно, главный дефект нынешней модели перезагрузки заключается в том, что она не снимает наиболее острую причину последовательного ухудшения отношений РФ–США и их неспособности выработать устойчивую модель позитивного взаимодействия за 20 лет после холодной войны. Эта причина состоит в том, что политика США на постсоветском пространстве (расширение НАТО, включение стран региона в экономические, политические и военно-политические объединения, ориентированные не на Россию, а на Запад, поддержка наиболее антироссийских сил и поощрение антироссийской политики) и в сфере европейской безопасности (усиление ее НАТО-центризма, отказ предоставить РФ право голоса по вопросам европейской безопасности и формировать совместно с Россией новый панъевро-атлантический порядок безопасности в Евро-Атлантике) представляет собой угрозу жизненно важным интересам России.

Весь опыт российско-американских отношений последних двух десятилетий однозначно указывает на то, что попытки улучшить отношения РФ–США в обход данных противоречий, сохраняя по ним модель «соглашаться не соглашаться» и фокусируясь на вопросах, где интересы сторон совпадают, проваливались и будут проваливаться впредь. Указанные вопросы для России настолько важны, что, будучи не разрешенными, не позволяют двигаться вперед по другим направлениям. Сторонам необходимы взаимные уступки, поиск взаимоприемлемого компромисса и преодоление противоречий по СНГ и европейской безопасности.

Однако и итоги июльского саммита Россия–США, и тем более последующий визит Байдена в Украину и Грузию со всей очевидностью отразили принципиальные неготовность и нежелание Вашингтона идти на какие-либо уступки России по этим вопросам. Более того, последующее интервью вице-президента США Wall Street Journal говорит о том, что уступок по СНГ ждут как раз от России.

Наконец, в последние месяцы проявилась еще более фундаментальная причина того, почему устойчивое улучшение российско-американских отношений в нынешней ситуации маловероятно и почему США не откажутся в обозримой перспективе от попыток перезагрузить отношения с РФ за счет российских же интересов. Она состоит в том, что рисуемые Москвой и Вашингтоном картины мира, их видение главных тенденций развития мировой политики и своего места в ней становятся все более полярными.


Новая администрация не отказывается от планов вытеснения РФ с постсоветского пространства.
Фото Reuters

Соответственно все менее совместимыми становятся глобальные стратегии России и США – стратегии, нацеленные на развитие мирового порядка в том или ином направлении. А ведь именно вопросы мирового порядка (однополярность или многополярность, правила применения силы, архитектура глобальной и региональной безопасности) – основа российско-американской повестки дня и первоисточник их противоречий, в том числе в СНГ и в Европе. Последние – не более чем продолжение общего противодействия России выстраиванию глобального американского однополярного мирового порядка.

Квинтэссенцией глобальной стратегии США при Обаме по-прежнему является закрепление американского глобального лидерства, только уже другими по сравнению с администрацией Буша методами. Глобальное же лидерство означает в том числе блокирование «российского гегемонизма» в СНГ и усиление американского доминирования в европейской безопасности. Более того, демократический истеблишмент США убежден, что, измени Вашингтон риторику и прояви желание действовать в многостороннем порядке, как все сразу кинутся реализовывать повестку дня «возвратившейся» старой доброй Америки Вильсона, Рузвельта и Трумэна, просвещенного лидера и благожелательного гегемона. Иллюстрацией этой логики стало выступление госсекретаря Хиллари Клинтон в Совете по международным отношениям в середине июля. Она, в частности, заявила, что глобальные позиции США восстанавливаются так же быстро, как заживает ее сломанный незадолго до того локоть, и что вопрос не в том, может ли Америка быть глобальным лидером, а в том, как она будет лидировать.

В то время как позиции России, уверены в Вашингтоне, напротив, слабеют из-за проблем, обостренных мировым экономическим кризисом, – об этом прямо заявил в интервью в Wall Street Journal Джозеф Байден. То есть приход Обамы и кризис позволяют США вновь разговаривать с РФ с позиции силы, ей же остается – как и в 1990-е – выступать с позиции слабости.

Для самой России картина мира принципиально иная. По ее мнению, сила в мире устойчиво перераспределяется в пользу «новых центров» (Китай, Индия и она сама), и ни Обама, ни кризис не в силах это остановить. Более того, как считают в Москве, именно осознание Вашингтоном усиления России и своих неудач заставили его предложить Москве перезагрузку. А следовательно, рано или поздно надо ждать уступок от Америки.

Ситуация тупиковая. Пока миры, в которых живут Россия и США, столь различны, говорить об устойчивом улучшении отношений бессмысленно. Но надежда есть. По крайней мере все большее нежелание европейцев реализовывать главный внешнеполитический проект Обамы, которым является война в Афганистане, говорит о том, что тезис о масштабном восстановлении глобальных позиций США после Буша как минимум спорен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ обновляет электорат по ходу выборов

КПРФ обновляет электорат по ходу выборов

Дарья Гармоненко

"Рассерженные патриоты" не компенсируют ухода "общепротестных либералов"

0
489
Сенаторы узнали о "беззащитных" гражданах

Сенаторы узнали о "беззащитных" гражданах

Екатерина Трифонова

Процедуры задержания правоохранители толкуют в своих интересах

0
637
Лукашенко и "калиновцы" обменялись угрозами

Лукашенко и "калиновцы" обменялись угрозами

Дмитрий Тараторин

Белорусские подразделения в Украине вызывают все большую тревогу в Минске

0
602
В Каракалпакстане за нарушение комендантского часа задержали 110 человек

В Каракалпакстане за нарушение комендантского часа задержали 110 человек

0
227

Другие новости