Президент Касым-Жомарт Токаев анонсировал парламентскую реформу. Фото с сайта www.parlam.kz
В сентябре 2025 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой о переходе к однопалатному парламенту. Референдум по упразднению Сената Казахстана может состояться в 2027 году. Реализация данного сценария приведет к кардинальным изменениям в развитии страны.
В Казахстане уже не первый раз начинают масштабные изменения в политической сфере. В 1995 году было принято решение о формировании верхней палаты парламента – Сената. Его создание в середине 1990-х годов было продиктовано экономической и политической ситуацией в стране. В условиях слабых политических партий и концентрации власти в руках главы государства верхняя палата придавала политической системе стабильность. В полномочия Сената входило в том числе назначение на высшие государственные должности, включая главу Комитета национальной безопасности (КНБ), главу национального банка и прокурора. Это позволяло обеспечивать стабильность власти. Кроме того, двухпалатный парламент позволял регионам рассчитывать на отстаивание своих интересов в отношениях с центральными властями.
Затем изменения касались в основном полномочий президента и парламента. До прихода к власти Токаева первый президент страны Нурсултан Назарбаев экспериментировал со статусом Совета безопасности Казахстана. Кроме конкуренции между аппаратами двух президентов, это ни к чему не привело.
В 2022 году в Казахстане прошла очередная конституционная реформа. Она была направлена на расширение полномочий парламента и снижение роли главы государства. Так, президент страны больше не мог быть членом какой-либо партии и получил право назначать в сенат 10 депутатов вместо 15. В то же время был увеличен срок правления главы государства с пяти до семи лет без права переизбраться на второй срок.
Двухпалатный парламент был востребован в условиях, когда в стране проживало значительное количество населения нетитульной нации. В 1970-х годах русских в Казахстане было больше, чем казахов, на 1,3 млн человек. В 1989 году их численность сравнялась. В 1992 году в Казахстане проживало 7 млн русских. Однако затем соотношение русских и казахов стало меняться. В 2024 году в стране уже проживало 2,9 млн русских. В текущем году отток русских из страны продолжился. На фоне снижения доли русских численность казахов возрастает. Соответственно в Казахстане уже преобладает население титульной нации. В этих условиях востребованность Сената резко снизилась.
Инициатива президента, выдвинутая в сентябре 2025 года, окажет сильное влияние на политическое развитие страны. Прежде всего произойдет усиление позиций парламента. На первые роли выйдет руководство законодательного органа – спикер, который станет одной из ключевых фигур, и руководители партий, которые будут возглавлять фракции. Президент предложил проводить выборы в однопалатный парламент по партийным спискам. К парламенту отойдут ключевые кадровые назначения, включая утверждение главы КНБ, прокуратуры, главы национального банка. В результате проведения политической реформы произойдет перераспределение власти. Полномочия президента будут уменьшены, а парламента – расширены. В экономическом плане властям будет легче осуществлять экономическое управление страной, а крупный капитал будет отстаивать свои интересы в столице, куда переместится центр принятия решений.
Переход к однопалатному парламенту создаст и определенные риски для страны. Существует угроза концентрации власти со стороны парламентского большинства, что в перспективе может создать предпосылки для обострения отношений с президентом. Тем более что конъюнктурные интересы партий не будут встречать никакого препятствия. Вероятность реализации данного сценария возрастет в том случае, если не будут четко прописаны полномочия ветвей власти, что неизбежно повлечет за собой попытки каждой из сторон максимально расширить свое влияние на политические и экономические процессы. Все это может спровоцировать политическую нестабильность.
От перехода к однопалатному парламенту пострадают регионы, которые отстаивали свои интересы через верхнюю палату. Их возможности доносить до центральных властей свои проблемы и продвигать региональные инициативы будут значительно снижены. Перераспределение власти приведет к усилению позиций партий, в то время как роль региональных элит значительно уменьшится.
Упразднение Сената и переход к однопалатному парламенту продиктованы и экономическими причинами. Несмотря на заявления властей о положительных тенденциях, ситуация в экономике Казахстана остается весьма сложной. Устойчиво сохраняется дефицит бюджета, а внешний долг Казахстана демонстрирует рост. В 2018 году он был равен 167 млрд долл., а в начале 2025 года увеличился до 170 млрд долл. Однако наиболее тревожная ситуация наблюдается с добычей углеводородных ресурсов и их вкладом в развитие Казахстана. В 2010 году нефть формировала 16,5% ВВП страны, а в 2024 году ее роль снизилась до 8,1%. В конце сентября 2025 года вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин заявил, что «начиная с 2026 года нефть перестанет играть существенную роль в росте ВВП страны». По его словам, «добыча углеводородов достигла максимума и дальнейший прирост объемов не сможет обеспечить значительного вклада в экономический рост».
Выходом из ситуации может стать дальнейшее привлечение иностранных инвестиций в геологоразведку и разработку перспективных месторождений. Без решения данной задачи Казахстан ожидает значительное падение добычи нефти и, как следствие, сокращение экспортных поставок. В настоящее время в Казахстане добыто свыше 50% рентабельных нефтяных запасов. При увеличении себестоимости из-за истощения нефтяных месторождений и роста внутреннего потребления снижение поставок углеводородного сырья на внешний рынок сократится значительно. Тем более что внутреннее потребление нефти в стране также растет и составляет 60% уровня добычи. По прогнозам, уже через 10 лет этот показатель возрастет до 90%.
В условиях нарастающих проблем в экономике Казахстана власти будут вынуждены искать дополнительные возможности сохранить уровень добычи нефти. Одним из вариантов может стать привлечение иностранных инвесторов, для которых придется создавать благоприятные условия. Неслучайно в своем выступлении в сентябре президент Казахстана сделал акцент на привлечение иностранных инвестиций. «На фоне обострения глобальной конкуренции Казахстану необходимо привлекать крупные инвестиции и запустить новый инвестиционный цикл», – заявил Касым-Жомарт Токаев.
В этом контексте при однопалатном парламенте должно ускориться принятие решений, связанных с заключением соглашений с иностранными инвесторами. При отсутствии верхней палаты возможности регионов отстаивать свои интересы значительно снизятся. Например, Казахстан активно развивает сотрудничество с США, в том числе в сфере редкоземельных металлов, добыча которых сопряжена с негативным влиянием на экологию. В итоге при однопалатном парламенте казахстанским властям будет легче решать вопросы с привлечением иностранных инвесторов в стратегические секторы экономики.
Переход к однопалатному парламенту усилит контроль над экономикой со стороны центральных властей. Нынешняя модель политического развития Казахстана не соответствует экономическим вызовам, с которыми сталкивается государство, что побуждает власти искать различные варианты решения проблем.