0
1477
Газета Культура Интернет-версия

04.09.1999 00:00:00

Ржавчина и глянец


"НЕТТО 250 г. Цена - 1 р. 78 к.". Объект - сардины в масле производства ВРПО "Запрыба" Калининградрыбпрома. В поисках идентичности маются художники, ищут себя: что в Москве, что в Калининграде. Тамошний художник Юрий Васильев нашел заготовки к банкам "Сардины в масле", прямоугольные металлические листы, на которых нашлепаны рисунки для будущих крышек. Эти печатные платы - второй свежести, с брачком: картинки к сардинкам соединяются с изображениями, предназначенными то для жетона "дружинник ГАИ", то для календаря на 1979 год, а то уж и вовсе с елочно-игрушечными мотивами. Досужие бракоделы-печатники в конце 70-х создали жестяные листы. Потом какой-то хозяйственный товарищ построил из них заборчик-сараюшку. Под балтийским небом эти листы успешно ржавели. Потом пришел художник и забрал листы на выставку, в Музей Мирового океана.

Энди Уорхол прославил в веках баночный суп Кэмпбелл. Он нарисовал баночки, много баночек, еще больше баночек, чем это было нужно. И его суп вошел в историю искусства XX века. Александр Косолапов, русский художник из Нью-Йорка, увековечил жестянки с черной икрой. Это звалось "соц-артом" в пандан к американскому "поп-арту" и прямо повторяло ход мысли Уорхола на советском материале. Источником вдохновения для Васильева стали "Сардины в масле".

"Отходы - в доходы" - этот лозунг социалистической экономики актуален. И в домашнем быту, и в искусстве реди-мэйд. Разница между Уорхолом и Васильевым - в технике: Уорхол нарисовал своих идолов, Васильев - просто нашел. А еще одно различие, и даже более важное, - в глянце: все работы Уорхола словно покрыты тонкой корочкой рекламы, они предназначены для восхищенного любования вещью. Работа Васильева покрыта гнусными пятнами ржавчины.

"Я никогда не думала, что консервная крышка так иконописно смотрится", - говорит работница местного музея. И действительно, работа Юрия Васильева "Сардины в масле" выглядит иконой постсоветского Калининграда. А ее название стало названием выставки. Это название, с одной стороны, - память о консервах, которые были съедены еще мамами-папами нынешних калининградцев (то есть символ местной идентичности), с другой - напоминание о сериализме поп-арта и соц-арта (то есть знак опознания в пространстве современного искусства) и, с третьей - образ отличия - ржавчина вместо глянца. Это противопоставление - западный глянец и русская ржа - заметно в Калининграде как нигде. Город был разрушен до основания: сначала англо-американскими бомбежками, потом - советскими танками. И выстроен заново. Новый Калининград рефлексирует о своем образе.

Калининград часто зовут самым западным городом России. Что ложь: самый западный - это Балтийск. А Калининград - самый западный областной центр. И вдобавок - город, где расположен самый старый в России университет. И самый знаменитый, потому что его ректором был когда-то Иммануил Кант. Город тогда звался Кенигсбергом, а нынешняя "Альбертинка" (университет) не несет кантианских традиций. Они были прерваны войной. Восемь веков Кенигсберг был немецким. Полвека он жил как город советский. И в 90-е мучительно ищет новую идентичность - как анклав, оторванный от России двумя государственными границами. Собственно, в 90-х и началось его культурное возрождение. Потому что до того Калининградская область была едва ли не самой закрытой из всех областей Союза ССР. А сегодня - самая открытая в России.

Поляки, немцы и прочие шведы свободно ездят по городу и окрестностям. А горожане запросто разъезжают по соседним странам. И эти поездки утверждают в них осознание своей особенности. "Новым балтийским этносом" хотят видеть себя некоторые из местных интеллигентов. Децентрализация культуры - процесс, который особенно заметен на окраинах. Назвать Калининград провинцией как-то неловко. Этот западный анклав - чем дальше, тем меньше провинция России и тем больше - окраина Европы. Причем узловая.

Екатеринбург, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск - такова география современного российского искусства по-калининградски. Художники из этих городов стали участниками проекта "Сардины в масле". Они объединились в проекте Калининградского филиала ГЦСИ (Госцентра современного искусства). Крах советской России привел к тому, что на ее обломках, в провинции, стали появляться новые культурные инициативы. Структура советских выставочных организаций следовала жесткой иерархии: на первом месте - Москва, на втором - все остальное. ГЦСИ - организация с многофилиальной сетью. И каждый филиал гнет свою линию. В Калининграде издали первую в России антологию визуальной поэзии. А новая выставка - еще один штрих в иной географии постсоветского искусства.

Сухогруз "Марс" в 1939 году отправился в свой первый рейс из Бремерхафена. В апреле 1945 года "Марс" был последним транспортом, который вез немецких беженцев из Восточной Пруссии. В 1947 году его передали Институту океанологии, и в 1949 году переоборудованный и переименованный "Витязь" вышел в первую экспедицию как научно-исследовательское судно. Он вставал на якорь на глубинах свыше 10 километров благодаря уникальной лебедке и 14 километрам троса в трюмах. Ученые с "Витязя" открыли максимальную глубину океана, нанесли на карту океана свыше 100 новых названий и построили карты океанских течений. Тридцать лет "Витязь" плавал по морям до тех пор, пока не отправился в свою последнюю экспедицию - в район Бермудского треугольника. К Олимпиаде-80 его хотели провести и поставить на вечный прикол в Москве. Но с 79-го по 90-й годы он тихо ржавел. А все это время шла переписка: из "Витязя" хотели сделать музей, но что-то все время мешало. Как можно было открыть советский музей на судне, созданном в фашистской Германии?

Одно из помещений "Витязя" забито мусором - напоказ. Это место оставлено таким, каким было до ремонта. Директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова, тогда сотрудница Калининградского историко-художественного музея, позвонила академику Лихачеву, в "Литературке" опубликовали статью о "Витязе", и 12 апреля 1990 года Совет Министров России принял решение - музей создать. 12 июля 1994 года "Витязь" встал на вечную стоянку в Калининграде. Внутри он представлял собой груду гнилого железа, в сквозных дырах. Технический директор Бремерхафенского морского музея сказал, что корабль восстановлению не подлежит. Для того чтобы поставить "Витязь" у причала, углубили реку и разобрали мост. Сегодня судно сверкает белой краской и пахнет свежим деревом. В 1996 году на нем была открыта первая экспозиция.

Тематика ясна - морская. Она объединила Госцентр современного искусства и Музей Мирового океана. Разрушенные немецкие домики вдоль берега восстановлены: в них - технические службы музея и выставочный зал. В зале - выставка современного искусства. От старой ржавчины - к новому глянцу - направление в Европу.

Калининград-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
457
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
506
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
299
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
200

Другие новости