0
892
Газета Культура Интернет-версия

18.05.2000 00:00:00

Рано вопить "катастрофа!"

Тэги: Лунгин, Канны, кино, фестиваль


- ПАВЕЛ СЕМЕНОВИЧ, положа руку на сердце, - вы действительно считаете, что показали слепок России, или все же это сказка, лубок?

- Конечно, это придуманная история, разыгранная актерами с помощью жителей городка. Я пытался найти узкую дорожку между реальностью и фантазией. Мне хотелось избежать излишней метафоричности, сюрреализма, как у Кустурицы. Все-таки я пытался почувствовать, как люди живут.

- В буклете вашего фильма есть слова: "Я хотел посмотреть, что происходит с русскими людьми на переломе эпох". Удалось посмотреть, понять и показать?

- Думаю, да. В последние десять лет в России слово "катастрофа" стало чуть ли не самым модным. "Ах, народ гибнет, ах, мы умираем с голоду!" Что это такое?! Что, разве может быть несчастной целая нация?

- Думаю, может...

- А что, Россия была счастливее в советские времена, когда жили в хрущевках, когда магазины были пустые? Или лучше было в царские времена, когда были крепостные? Почему сейчас мы вдруг стали такими несчастными?

- Поэтому в вашей картине столько неумеренного веселья? Мне кажется, люди уже давно разучились так веселиться...

- Все это веселье, которое брызжет в картине через край, абсолютно натуральное, оно идет от жителей городка, где мы снимали. Все они - участники картины. Я пригласил сниматься огромное количество людей. Они пришли. Первый день отснялись, второй день отснялись, на третий, четвертый, пятый чуть-чуть разошлись, а на шестой как начали петь и плясать - никакая камера их не смущала. Я сам не ожидал, что в фильме будет столько веселья.

- То есть фильм получился веселым спонтанно? А замысел был печальнее?

- В картине полно спонтанности и импровизации. Первоначально и замысел, и сценарий были другими. Даже финал был трагическим - украденный у милиционера пистолет должен был выстрелить и убить одного из персонажей. Учтите ведь, что я давно не был в российской провинции. Москву я знаю хорошо, но там совсем другая жизнь. И уже в ходе съемок я понял, что иду на поводу у концепции, у идеологии, что предаю этих людей, среди которых живу, использую их для иллюстрации неправды. Зачем показывать, что они чуть ли не человечину едят? Базовые ценности общества остались. Семья - это семья, друг - это друг, любовь - это любовь. Более того, эти люди в ущерб себе отказываются от капитализма, они не хотят продавать и покупать, и поэтому остаются честными. Короче, повода для истерики, для воплей "катастрофа!" нет. Люди не умирают от голода, не просят милостыню. Милостыню просят там, где есть деньги, где дают. В провинции денег нет.

- В местной прессе уже промелькнуло (и я во многом с этим согласна), что фильм "Свадьба" слишком весел, чтобы быть правдой.

- А потому что Запад ждал от меня другой России, я обманул его ожидание. Они хотели мрака, депрессии. Но я не мог врать. Почему 10 лет назад ругали "Такси-блюз"? Потому что он, так же, как сейчас "Свадьба", не укладывался в концепцию. Десять лет назад все были пьяные от свободы, а я уже тогда предвидел, что человеку скоро надоест и свобода, и свободные люди. Я показал, как зарождается национализм, фашизм. Этого тогда принять не могли. Сейчас я тоже опережаю время, показывая, что основы нравственности, основы человеческих отношений не меняются, что люди могут быть счастливыми всегда. А в нашей стране, как ни странно, чтобы это сказать, надо иметь силу и мужество.

- Тем не менее в российской прессе уже прозвучало слово чернуха. Может, все-таки вы показали слишком много невеселых российских реалий, так хорошо нам знакомых?

- Какую-нибудь глупость всегда скажут. Черт его знает: одни говорят, что это чернуха, другие обвиняют в излишней оптимистичности. Все это ерунда. Фильм построен на вытягивании человеческого из человека, на том иррациональном, что всегда изнутри подталкивает человека быть лучше, добрее. Я убежден, что подсознательно все стремятся к позитиву.

- Это как раз то, что меня очень смутило в вашем фильме. Мне кажется, и я уже написала об этом в рецензии на "Свадьбу", что вы вдруг включились в любимую русскую игру - создание мифа о загадочной русской душе. А это уже отдает, извините, лакировкой.

- Я сам не люблю миф о русской душе. Хотя уверен, что любая душа загадочна - русская, французская, бразильская. Если вы имеете в виду, что главный подлец - милиционер - в конце становится хорошим, так это вовсе не так. Просто у него истерика, он в отчаянии, он чувствует себя на дне. Но остается подлецом. А то, что в России палач и жертва пьют вместе, танцуют вместе - так это факт. В России, как нигде, простить и понять могут все. Русская концепция "не согрешишь - не покаешься" очень сильна.

- Вы умышленно не стали приглашать в картину известных, примелькавшихся актеров?

- Конечно. Я считаю, что каждая эпоха должна иметь свое лицо. Новое время должно "выдвигать" новые лица. Может быть, какой-нибудь известный актер смог бы украсить картину. Но ни один из них не мог бы выразить нашего нового перелома, в них уже нет уникальности нынешнего момента.

Канны


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
230
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
122
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
134
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
124