0
1289
Газета Культура Интернет-версия

01.11.2000 00:00:00

Здесь счастья нет

Тэги: Коляда, уйдиуйди, современник


ДУМАЮ, что друзья и близкие "Современника" после памятного скандала с пьесой екатеринбургского драматурга и режиссера Николая Коляды "Мы едем, едем, едем..." уговаривали Галину Волчек в другой раз (третий - если вспомнить еще и "Мурлин Мурло") с автором "не вязаться". Тем более - не звать Коляду постановщиком его же собственной пьесы "Уйди-уйди" (по имени дешевой детской игрушки-пищалки).

Можно заранее представить, что скажут, напишут (повторят) на этот раз о нем - дружно поносимом, но постоянно востребованном не только знаменитым "Современником", но и другими российскими театрами. Физиологичен. Груб. Откровенен до бесстыдства. Нынешний сленг - жаргон, уличную, далекую от приличий "ненормированную" лексику жалует. Особо привержен колориту "чернухи", эстетике и географии "углов".

Но ведь почти то же самое можно сказать и обо всей нашей драматургии последнего времени. И еще добавить, что это драматургия реплик и реприз; и что авторский слух и глаз в ней сильней проникновения и осмысления. Что ситуации и характеры здесь быстро читаемы и повторяемы. Что "чернуха" - как антитеза советской "гладкописи", лживой книжности, теперь превратилась в прием. Кажется, что и Коляда - самый способный и самый известный из нынешних драматургов (симптоматичный, типичный), умеющий "строить" сюжет и интригу, пишет не многие, а о д н у - бесконечную пьесу, в которой все те же "новые" и по захолустным углам забытые русские; одинокие женщины и "недостаточные" мужчины.

Однако столь прочную привязанность театра к автору, который успеха не гарантирует, а скандал - почти наверняка, не стоит объяснять упрямством худрука, человека сильного, упрямого и серьезного. Без современной драматургии "Современник" и прежде, и теперь существовать не может.

Направление Петрушевской, влияние которой новые драматурги испытывают, которой вольно или невольно подражают; направление Петрушевской, с его эстетикой уродства, анатомически беспощадным отношением к человеку, с концепцией искаженного, "неполного" человека, жалкого, но не вызывающего сострадания, снижено до буквализма, до поверхностной копировки. Цельность мрачных миров Петрушевской с их полюсами трагедийного и смешного сменилась мозаичностью и дробностью отдельных наблюдений и деталей. Фантастизм уже не пугает, став безобидным и произвольным, иногда дурновкусным сочинительством. И даже ошеломлявший при своем появлении новый язык драм Петрушевской оказался растиражирован, доступен каждому, кто пробует себя в сочинительстве для сцены. Не только географически, но и по смыслу, духовно, территория новой российской драмы сужена.

Первое впечатление от спектакля "Современника": очень громко и очень пестро. Военные марши гремят. Солдаты ходят строем. Бабка со второго яруса койки басом поет советские песни. Два куска прозрачного пластика громыхают под ударами солдатских кулаков и с треском поворачиваются на горизонтальной оси. Ветродуй с воем гонит бумажный снег на первые ряды зрителей. Сверкают медные трубы оркестра и золотая ("елочная") бахрома розового, со стеклянными "глазками" платья героини. Желтым и белым светятся хорошо видимые за искусственным стеклом голые мужские тела. Там, в глубине и темноте, - солдатская баня (художник - Владимир Кравцев). В спектакле Николая Коляды всего много. В том числе - и "театрального сора" (вот когда вспоминаешь, что екатеринбургский драматург, журналист и главный редактор журнала "Урал" как режиссер - лишь "полупрофи", а самоограничение и отбор есть удел и истинная свобода профессионалов).

Как чувствуют себя в этом перенасыщении актеры "Современника", прежде всего - главные исполнители, Елена Яковлева и Валентин Гафт? Как обходятся с откровениями и грубостями, "обнажениями" (в прямом и переносном смысле); с разговорами о шприцах, спринцовках, марганцовках в холостяцком "жениховском" саквояже героя; с "наползаниями" дембеля-деревенщины на дочку-"кесаренка" - Анжелочку, чтобы "поиграть" с нею в койке; с рассказами героини о бабках, старшая из которых все тащит под себя и ходит под себя?

Актеры "Современника" - вот первое, о чем следует говорить.

В шумном, застольном акте "смотрин" на Гнилых Выселках Гафт - пожилой искатель невест и домашнего очага по газетным объявлениям, в клетчатом "пиратском" платке до бровей, с серьгой в ухе, улыбчив, немногословен и чуть театрален, следуя придуманной им самим маске - краснодарского домовладельца и завидного жениха.

Всю первую половину спектакля Гафт загадочен, потому что играет не враля и не проходимца (о чем настырно предупреждает практичный солдат-дембель). А играет фантаста, фантазера. Такого же загнанного и обделенного, как женщины в "Уйди-уйди", еще и с больничкой-"дуркой", где уже успел побывать, - но фантаста, отогревшегося, разомлевшего, расположившегося вальяжно в чужом тепле и вообразившего, что краснодарский "рай" и шестикомнатный дом с крытой террасой, и сад с виноградником и экзотическими плодами фейхоа - все у него есть, и выбирать жен он имеет право, - лысоватый, но вполне достойный, видный мужчина. Лишь мимолетная гримаса боли, наплывающая на загорелое лицо, и горькая (как у самого Гафта) складка губ тревожат и смущают.

Но первый акт - не его. Здесь он - великолепный партнер Елены Яковлевой, внимающий ее невероятным словесным каскадам и фиоритурам.

Здесь всем владеет, все собой заполняет, переполняет она, чья эмоциональная и физическая выносливость, космические скорости роли даже пугают. Талантливая актриса драматической сцены и "звезда" нового отечественного кино, Яковлева умеет играть этих женщин с обочин жизни, с городской окраины, из российской глубинки, искательниц счастья и шанса в несчастливой судьбе. Люду Ромашкину из Гнилых Выселок где-то на Севере России она играет в природе фантастического по насыщению, по интенсивности жанризма, наверное, - неправильного, даже беззаконного, но с невероятной силой воздействия на зрительный зал. Карикатурно одетая в розовое и золотое, она с одинаковым вдохновением лжет (еще одна фантастика в спектакле) и тут же рассказывает самую что ни на есть беспросветную правду о себе и своем "бабьем" семействе. Захлебывается в словах, заговаривая то ли себя, то ли судьбу, то ли явившегося наконец в ее одинокую женскую жизнь "мужчину-избавителя". И вдруг срывается с места и, опустившись почти на четвереньки, подняв к небесным хлябям тощий, обтянутый атласом зад, стремительно передвигается вдоль рампы пестрой "каракатицей", промокает тряпкой пол.

У актеров есть свой не театроведческий термин - "честная игра", то есть до полной траты сил! Так исступленно и безжалостно к себе, держа свой первый профессиональный экзамен, иногда играют дебютанты или перед уходом со сцены и из жизни, прощаясь, корифеи-мастера. Яковлева - в зените возраста, славы, творческих сил и красоты. И так не жалеть, так до конца отдавать себя! Вживание в роль, присоединение к роли простолюдинки, провинциалки Люды столь абсолютно, что всплывает в нашем зрительском сознании страх: насколько хватит актрисы после этой исступленной игры и как она будет играть своих леди и королев - Элизу Дулиттл и Марию Стюарт? Ведь нет-нет да и сегодня внешне изысканную, элегантную, утонченную Яковлеву критика поругивает за "простотцу", за говорок, которые вдруг возникают и проступают в образах, где им быть не положено.

Нужно совсем не любить театр, не чувствовать актера, чтобы не оценить этой игры на пограничье жизни и смерти, уже не персонажей, а исполнителей; чтобы в привычных поношениях автора и театра, который упрямо Коляду зовет, не заметить того, что могут сделать и делают на "территории" такой, подобной драматургии большие актеры Галины Волчек.

Текст в пьесе может быть и груб, и вульгарен, и пошл, но - не они. Рискуя, обостряя, балаганя, освобождая и сгущая энергию драматического (у Коляды менее выраженную, чем комедийное начало). Гафт и Яковлева ни разу не выходят из границ искусства. Благодаря актерам почувствовали мы, какой живой автор этот Николай Коляда, яркий и азартный, не только остроумный, остроязычный, но - умный.

Во втором, тихом акте - цельном и лучшем в спектакле - мелькание, сверкание и шум почти исчезают. Наступает пора признаний и прощания. Ясно, что Валентину, герою Гафта, до отчаяния не хочется уходить из этого убогого дома. Ясно, что его, больного, полубезумного, боящегося одиночества и пустоты, - не может оставить у себя Люда-Яковлева, но столько жалости, горечи, ласки, почти любви вкладывает она в простой житейский совет - "опохмелиться" перед дорогой.

"Я не проходимец!" - говорит герой Гафта. Он - человек. И доказывает это, скрутив и бросив наземь юного солдата, хама и труса. (Неудачно - "изображая", играет эту существенную в спектакле роль молодой Олег Феоктистов.)

И она, Люда, которая, почти плача от счастья, благодарит своего первого за всю жизнь заступника, - тоже человек. И человек - дочка Анжелочка, нелепая, смешная, порой страшная, как истукан (в исполнении одаренной дебютантки - выпускницы Щукинского училища Ульяны Лаптевой), - с тоской по любви, неутолимым "желанием", длинным и странным (как бы и не женским) монологом о красивых мальчиках, которые повсюду вокруг и которых хочется "т р о г а т ь".

"Мы - как люди, не как собаки", - с укором неведомо кому тихо говорит Яковлева. "Не хочу умирать!!!" - с отчаянием и мукой кричит Гафт. В словах и поверх слов, через подтекст, в котором природно сильны актеры - психологи "Современника", слышен ход неостановимого времени. Оно истекает, близится к финалу для этих людей, так и не узнавших счастья.

Вопреки мозаичной, осколочной пьесе здесь, во втором акте, жестокое и трезвое о б щ е е суждение вступает в спектакль - о недостаточности, оскопленности сегодняшней нашей жизни, и не в Гнилых Веселках только.

Спектакль "Современника" в новом качестве показал Москве и Коляду-режиссера, в куда более сложном и объемном (нежели только создателем народных, балаганных представлений).

Театральность Коляды в "Современнике" получила иную функцию и душевное человеческое наполнение. Открытая театральность, условность некоторых эпизодов уничтожают бытовую тяжесть, выводят спектакль из "угла" буквализма и натурализма. Как та очаровательная и смешная сцена то ли драки, то ли танца, когда, застукав "жениха" с дочкой-соперницей, героиня кричит в мегафон: "Здесь живет б...дь!" - и гоняет солдата, Анжелочку и Валентина белым шлангом от пылесоса, а те от ударов не без балетного изящества ускользают, взявшись за руки, словно "друзья" из знаменитой песни Окуджавы и из юности "Современника", - "чтоб не пропасть поодиночке".

Начальную и финальную пластическую мизансцену - заставку в "Уйди...уйди!" можно было бы представить кукольным действом, в котором персонажи-манекены выходят к рампе и, выстроившись лицом в зал, механическим движением прижимают каждый правую руку к левой части груди, потом протягивают к зрителю ладонь, потом закрывают глаза и складывают руки крестом на груди. Так именно многие и сыграли бы этот ритуал прощания (вроде финального выхода масок в "Турандот"), благо кукольность и манекенность ныне на драматической сцене в моде. Но Гафт, Яковлева, девочка - актриса Лаптева в эффектной, ритуальной, безмолвной мизансцене продолжают жить, чувствовать, страдать. Вот Гафт с отчаянием и стыдом взглянул на собственную ладонь, протянутую словно за милостыней, и опустил веки, чтобы слезы не пролились. Высокий, статный, но уже старый и как бы неживой, которому - все поздно. И смиренно, отбушевав, замерла рядом тоненькая Люда-Яковлева, которая больше не молит судьбу, смотрит слепо и руку тянет по инерции, вслед за другими. Не "чеховская женщина", она будет жить, потому что - нужно жить, нужно жить...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
988
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1223
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
985
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1274

Другие новости