0
978
Газета Культура Интернет-версия

02.11.2000 00:00:00

Юбилейный сюрприз

Тэги: Башмет, музыка


В ПОСЛЕДНИХ числах октября в консерватории прошли концерты, посвященные десятилетию камерного оркестра "Гнесинские виртуозы" Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.

Юбилей, как известно, дело нешуточное. Так и жди хлопот, суеты и непредвиденных затруднений. Не обошлось без неожиданностей и во время празднования юбилея оркестра музыкальной школы имени Гнесиных. Этот коллектив был создан из лучших учеников школы разного возраста пианистом Михаилом Хохловым, который стал художественным руководителем и главным дирижером оркестра. Несмотря на постоянное обновление состава, "Гнесинские виртуозы" остаются одним из лучших молодежных оркестров России. С "Гнесинскими виртуозами" выступали Виктор Третьяков, Наум Штаркман, Александр Рудин. Оркестр недавно с успехом гастролировал в Японии, юные музыканты записывают уже восьмой компакт-диск и собираются в декабре на гастроли в Испанию.

Первый из юбилейных концертов слушатели ждали с особым нетерпением: в этот день солистами оркестра были Юрий Башмет (на прошлой неделе награжденный орденом "За заслуги перед Итальянской республикой" в степени Командора"), Татьяна Гринденко и камерный оркестр "Солисты Москвы". Маэстро Башмет, сказавший на пресс-конференции, что "концерт с молодыми музыкантами доставит ему огромное удовольствие", как обычно, выступал в двух ипостасях: солиста и дирижера. Сначала он покорил аудиторию виртуозным исполнением "Траурной музыки" Хиндемита, затем закрепил успех первого отделения, дирижируя Симфонией # 3 Шуберта. Выступая вместе с "Солистами Москвы", "Гнесинские виртуозы" старались соответствовать уровню исполнения своих коллег. Молодые музыканты поражали слушателей искренним энтузиазмом и свежестью восприятия. Башмет дирижировал более эмоционально, чем обычно, заботясь о слаженности звучания двух коллективов.

Сюрпризом, разрушившим чинные рамки юбилейного концерта, стало исполнение опуса Владимира Мартынова "Листок из альбома". Прошло более двадцати лет, прежде чем это произведение, написанное в 1976 году, прозвучало в Большом зале консерватории. Композитор называет исполнение "Листка из альбома" акцией и всякий раз создает новую, измененную версию опуса. На этот раз структурной основой "Листка из альбома" стал диалог Татьяны Гринденко (скрипка) и Юрия Башмета (альт), а также двух оркестров, сидящих на противоположных концах сцены.

Мелодия в сочинениях композиторов-минималистов длится, пока не исчерпается эмоциональное переживание сочинителя, а впечатление аудитории для них - дело десятое. Поэтому после длинного фортепьянного соло Михаила Хохлова некоторые слушатели ушли. И напрасно! Тем, кто остался, уходить уже не хотелось. К пианисту присоединился вдохновенный дуэт скрипки и альта, вступили оркестры, партия ударных, и зазвучала динамичная музыка, наполненная внутренним пульсирующим ритмом. Акцию прервал композитор, который неожиданно вышел из зрительного зала и разорвал лежавший на пюпитре лист партитуры. По словам Мартынова, "Листок из альбома" служит наглядным воплощением концепции о конце времени композиторов, исполнителей и порочности всякой концертной деятельности. Однако (видимо, чтобы слушатели не совсем поверили в окончание времени исполнителей) музыканты в финале дважды исполнили на бис танго Пьяццолы, с восторгом встреченное публикой.

Атмосфера второго вечера была гораздо менее торжественной, но его неформальность не помешала слушателям насладиться музыкой. "Гнесинские виртуозы" проявили себя с самой лучшей стороны. Оркестр под управлением Михаила Хохлова звучал профессионально и слаженно. Дирижерская манера Хохлова подчеркивала сильные стороны коллектива. Программа концерта состояла из сочинений Гайдна, Моцарта, Чайковского и Паганини, которые не каждый "взрослый" оркестр отважится исполнить за один вечер. Солистами второго концерта были выпускники и учащиеся Гнесинской школы, лауреаты международных конкурсов Константин Лившиц, Елена Ревич, Борис Андрианов, Дмитрий Булгаков, Игорь Федоров, Ярослав Костыркин и Андрей Дойников, подтвердившие высокий уровень музыкантов и аlma mater. Сыгранные "Гнесинскими виртуозами" 6 пьес Чайковского из "Детского альбома" совершенством исполнения и отточенностью формы напоминали живописные миниатюры. Восторг публики вызвал Андрей Дойников, артистично исполнивший на ксилофоне переложение "La Campanella" Паганини.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1102
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
825
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1251
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
705