0
1451
Газета Культура Интернет-версия

22.12.2000 00:00:00

К юбилею Ольги Аросевой


Ольга Аросева, народная артистка России и всенародно любимая "пани Моника" из знаменитого телекабачка "13 стульев", со стороны кажется сильной, энергичной и благополучной. Но правда лишь то, что она стойкий и в высшей степени целеустремленный человек. Хозяйка собственной судьбы, у которой на рефлексию, сомнения, метания, попросту нет времени.

Трижды за долгую жизнь ей приходилось начинать "с нуля" в невыносимых, крайних, трагических обстоятельствах. Тогда, когда в 1938 году был арестован и расстрелян ее отец - знаменитый революционер, участник Московского восстания, близкий друг Молотова; в 20-е-30-е годы - выдающийся советский дипломат, чрезвычайный посол, руководитель ВОКСа. Ни одного мужчину в своей богатой на привязанности, увлечения и разочарования жизни не любила, не боготворила она так, как отца.

Во второй раз пришлось начинать все сначала, когда в конце 40-х годов, был изгнан из своего уникального Театра комедии в Ленинграде ее Учитель, художник-режиссер, великий Николай Акимов, за которым она, девочка с третьего курса Театрального училища, устремилась из Москвы в неведомый Ленинград, где в стала ведущей молодой актрисой изумительной по составу акимовской труппы.

И в третий раз нужно было собраться с духом, мобилизовать мужество, чтобы, поссорившись с главным режиссером Театра сатиры, талантливым и властным, с таким же трудным характером, как и у самой Аросевой, верным учеником Мейерхольда Валентином Плучеком, около десяти лет не получать ни одной роли. И - не пропасть, выстоять, сохранить себя, утвердиться в новом качестве телевизионной "звезды" и любимицы публики. Она и сегодня любит вспоминать "Кабачок". Отыскав спонсора и режиссера, недавно пыталась его возродить. Не вышло.

"Кабачок" дал ей не только опору, возможность работать, ценимую Аросевой превыше всего, и даже не деньги (в те годы куда большие, чем в драматическом театре). Он дал ей страну, Россию, СССР. С концертными номерами из веселого кабаре, какого нет и в помине на нынешнем, тонущем в пошлости и грязи TV, она изъездила бесконечные расстояния. Была в Казахстане, на БАМе, на Байкале, в воюющем Афганистане, в странах социалистического содружества, особенно часто - в Польше, где стала такой же любимицей, как в отечестве.

Яркая, дерзкая, театрально- эффектная на сцене, актриса абсолютной органики и природного юмора, Аросева работала с выдающейся режиссурой: с Акимовым и Плучеком, с Николаем Петровым и Марком Захаровым, с мейерхольдовцем Эрастом Гариным. В кино - с Фридрихом Эрмлером, Юлием Райзманом, Иосифом Хейфицем, Эльдаром Рязановым... Вместе с тем в ней жила, не исчезала "генная память" о русских актрисах старого, дорежиссерского театра - солистках, гастролершах, неистовых и неутолимых в актерском деле. Недаром, почти единственная из старшего поколения наших актеров, она с легкостью и упоением вошла в пестрый мир сегодняшней театральной антрепризы. Она умеет играть русскую классику: Грибоедова (Хлестова в "Горе от ума"), Островского (Кукушкина в "Доходном месте", Чебоксарова-мать в "Бешеных деньгах"). Огромный пласт ее ролей - роли западноевропейской драматургии. Здесь - "старые испанцы" ("С любовью не шутят" и "Собака на сене" - у Акимова); в Сатире - Бомарше (Марселина - в "Женитьбе Фигаро"), Мопассан (Рашель в "Милом друге"); Шоу (леди Аттеруорд в "Доме, где разбиваются сердца"), Фриш ("Бидерман и поджигатели"), Эдуардо де Филиппо ("Ложь на длинных ногах"), к которому актриса вернулась и сегодня, настояв на постановке "Неаполя - города миллионеров" и исполнив главную роль.

Аросева живописна в этих работах, как живописна вообще - в профессиональном актерском деле и в жизни. Грубоватость, свойскость житейской манеры Аросевой не должны обмануть. В западных ее ролях дает о себе знать начитанность актрисы, ее ум и культура, ее "европейское детство" возле папы - посла в Париже, Праге, Стокгольме. Скуластую, зеленоглазую, празднично красивую Аросеву любили рисовать художники. В чертах совсем еще юной актрисы Николай Акимов почувствовал "утро жизни", прочитал вызов и отвагу, угадал рождавшуюся женскую мягкость. Знаменитый Михаил Ромадин оставил несколько пленительных отроческих ее портретов.

Маяковский и Эрдман, авторы трагической судьбы, многолетней гонимости и бесплодного, опоздавшего, пустого превозношения, не могли миновать Аросеву - актрису Валентина Плучека. Небольшие, не главные свои роли в "Клопе" и "Бане", в "Самоубийце" она играла с наслаждением, как актриса живого чувствования и мощного комедийного, гротескного "наполнения". Арбузов, Катаев, Михалков были ее авторами. Но она играла и массу "пустяков", умея сделать из "литературного хлама" нечто театральное - увлекательное и выразительное.

Старый жанр русского водевиля любим ею, как и формы скетча, театрального обозрения. Первой школой Аросевой (в годы войны) было эстрадно-цирковое училище, а в Сатиру она пришла тогда, когда там работали выдающиеся российские комики: Хенкин, Поль, Кара-Дмитриев, великий и недооцененный Лепко...

Демократка в профессии и в жизни, Аросева любит искусство ясное, увлекательное, доступное людям. (Но вот в суперинтеллектуальной пьесе Бернарда Шоу исполнила же некогда роль леди Аттеруорд - в прихотливой игре аристократического ума, в изощренности холодной, скептической мысли!)

Можно было ожидать, что именно так, гротескно, перенасыщая, сгущая, озорничая, сыграет она одесскую негоциантку - миллионершу мадам Ксидиас в фильме режиссера Полоки "Интервенция". Но "тихие" кинематографические роли актрисы - учительница Райка в "Уроке жизни", Люба в "Берегись автомобиля!" - говорят о том, какую драматическую актрису мы, увы, потеряли или - теряем... Аросева по природе - авантюрна. Потому так тянется к молодежи, к безвестным (пока) театральным гениям. Ее последние работы - "Афинские вечера", новая, предъюбилейная премьера в Театре сатиры "Мадлен и Моисей" сделаны с молодыми - Николаем Чиндяйкиным, Валерием Саркисовым. До сих пор она тяжело переживает безвременную гибель сверходаренного актера и режиссера Театра сатиры Михаила Зонненштраля, в которого поверила первой. Она свято чтит светлую память своих партнеров и друзей - Анатолия Папанова, Андрея Миронова, Бориса Рунге.

На даче, на природе она другая, чем в шумной театральной Москве. А может быть, именно там она - самая настоящая Аросева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
988
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1223
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
985
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1273

Другие новости