0
1119
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2001 00:00:00

Зукко и любовь

Тэги: канны, кино, фестиваль


канны, кино, фестиваль

ДА, ЧТО-ТО совсем странное творится в Каннах в этом году. Во-первых, по части кино полное (ну или почти полное) безрыбье. Впрочем, на момент написания этих строк дело еще не дошло до тяжелой артиллерии - Жан-Люка Годара, Жака Риветта, Шона Пенна, Дэвида Линча. На них вся надежда, а то так и останется 54-й фестиваль как звездный час Ослика и Людоеда. Во-вторых, неплохо до того налаженная организация журналистского житья-бытья в этом году дала трещину. К компьютерам в пресс-центре невозможно подступиться: на входе встречает сотрудник пресс-центра с листом ожидания длиной в полжизни, человек 30-40. Это значит - сиди и жди, пока тебя вызовут. А ждать надо часа полтора. Приходится хитрить - то тайком подсовывать более счастливому коллеге, уже сидящему за компьютером, дискету со статьей и бумажку с адресом, зажатую в потном кулачке (подобные нарушения очередности вызывают сильное негодование бдительных сотрудников), то нахально садиться вне очереди за освободившийся компьютер и на вежливый вопрос: "Мадам, вы записаны в лист ожидания?" ласково кивать: "Да, мсье", - если повезет, можно проскочить. Порой конкурсные фильмы идут в одно и то же время, так что приходится выбирать, холодея от ужаса: а вдруг именно он, коим пренебрег, и получит "Золотую пальму"? Причем некоторые (опять же конкурсные) картины, на которые спрос выше, показывают в зале на 400 мест - вот так, к примеру, будут показывать не кого-нибудь, а живого классика Годара.

Впрочем, если все вышесказанное и имеет отношение к кино, то лишь очень косвенное. Хотя, конечно, странно, что самый крупный международный фестиваль пасует перед мелкими и легко решаемыми проблемами.

Есть проблемы и покрупнее. К примеру, само кино.

...Без Изабель Юппер, кажется, не обходится ни один Каннский фестиваль. Если она не ведет церемонию открытия или закрытия, то в главной роли где-нибудь да проявится. Ничего, впрочем, удивительного, Юппер - одна из самых снимаемых актрис французского кино. В этом году, правда, она снялась у австрийского режиссера Михаэля Ханеке в австрийско-французской ленте "Учительница музыки", где сыграла одинокую сорокалетнюю, донельзя закомплексованную профессоршу консерватории по имени Эрика. В плане карьеры - лучше некуда, по части личной жизни - полный провал. Да и откуда взяться личной жизни, если мамаша-деспот следит за каждым шагом, одну гулять не пускает, нежелательных друзей отваживает. И вдруг появляется чудный юноша, ученик, красавец, эрудит. Моложе, правда, лет на двадцать, но - влюблен. Карты в руки, однако Эрика хочет жестокого секса. Долгие годы она держит под кроватью до лучших времен наручники, цепи, плети. "Бери, милый, мордуй меня пока не устанешь", - наивно просит она возлюбленного. Возлюбленный страшно обижается, он привык к прозрачному сексу с ровесницами. И учительница музыки, попытавшись с горя всадить себе в сердце кухонный нож, опять остается наедине с Шубертом, Шуманом и мамашей. Компания неплохая, тем более что матушку очень сочно играет Анни Жирардо. Вообще из двух с лишним часов, что идет фильм, наиболее ценные как раз те сцены, где ссорятся, дерутся, плачут, прощают, издеваются друг над другом мать и дочь, поднаторевшие за многие годы в любви и ненависти. "Учительница музыки" - картина не о любви, тем более - не о сексе. И даже не о женщинах. Это картина о музыке. Не надо забывать, что действие происходит в Вене, самом музыкальном из всех городов. И несчастье Эрики не в том, что она до сорока лет так и осталась неопробованной мужчиной (хотя и в этом, конечно, тоже), а в том, что она - жертва музыки, жертва искусства, которое не терпит фальши, неискренности, предательства. Все-таки мужчины иногда куда глубже могут копнуть женскую натуру, чем женщины (в кино, конечно, речь только о кино). Сравнить картину Ханеке с картиной Корсини "Повторение" - насколько у Ханеке меньше пустой натужности, насколько реальнее кажутся на первый взгляд надуманные проблемы.

Есть что-то символическое в названии "Повторение". Двумя часами раньше "Учительницы музыки" показали фильм французского режиссера Клэр Дени "Ежедневное беспокойство", в котором жестокий секс вообще не знает удержу - один из персонажей, молодая дама, способна к истинному сексуальному наслаждению только в том случае, если загрызает партнера до смерти и вожделенно плавает в его крови. Короче, брутального секса - через край.

Только отдохнули от кровавого секса, пришел черед убиенных родителей. Представьте себе: два подряд фильма, в одном молодой человек в начале убивает родителей, и вокруг этого вертится сюжет, в другом - девочка-старшеклассница, задерганная строгими родителями, проделывает то же самое, но уже в конце. Первый фильм - "Роберто Зукко" - снял молодой французский режиссер Седрик Кан, второй - "Милая Рита" - сняла совсем молодая австрийка Джессика Хосснер. Оба поднимают проблему одиночества и безысходности, оба пытаются обвинить общество, но если проблема одиночества и безысходности худо-бедно присутствует, то вина общества не видна вовсе.

Канны


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
846
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
453
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
463
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
415