0
1303
Газета Культура Интернет-версия

10.07.2001 00:00:00

Двойной промах

Тэги: ван дамм, лэм, кино


ГОНКОНГСКИЙ режиссер Ринго Лэм снял свой экшн с элементами фантастики "Двойник" по сценарию Лоренса Риггинса и Леса Уэлдона. И теперь трудно сказать, кто из всей тройки был самым нерадивым. Но суть от этого не меняется. Жан-Клод Ван Дамм не в состоянии спасти картину от звания самого заурядного фильма сезона. Хотя некоторый потенциал для относительно оригинального кино у "Двойника" явно имелся. Сюжет использует сразу два выигрышных мотива, возникших еще до рождения кинематографа: двойник и "благородный дикарь".

Ван Дамм играет кровожадного маньяка Гэрротта. И тот же Ван Дамм создает образ генетического близнеца Гэрротта, "вылупившегося" в секретной лаборатории и предназначенного для поимки серийного убийцы. С первым героем все ясно, и играть его актеру явно неинтересно: тяжелый взгляд, длинные волосы, кожаная куртка, нервозная агрессия, брань в адрес жертв, патология, унаследованная от матери. И, конечно же, укромное жилище, как бы символизирующее всеми своими деталями внутренний мир убийцы. Все банальности отпетого злодея здесь собраны в кучу и бегло представлены в расчете на самого невзыскательного зрителя.

Второй же герой, наоборот, увлекает благодаря контрастам в своем поведении. Он опасливо передвигается на всех четырех или пружинит на полусогнутых, а руки держит наготове, чуя, что придется защищаться. Он быстро учит все физические упражнения, в том числе и приемы ближнего боя. Но учит с помощью спортивных телетрансляций. И потому, сделав несколько удачных выпадов в драке, встает прямо, вытянув руки в стороны, как принято в конце выступления спортсмена на соревнованиях. И тут же получает удар в солнечное сплетение от противника. Но хуже всего у него получается усваивать слова и фразы. Еще труднее уместно их употреблять. И ему ничего не стоит в качестве приветствия незнакомой женщине сказать "Замри, падаль!". Он может расшвырять в разные стороны нескольких нападающих. Но он по-собачьи предан своему хозяину, полицейскому Джейку Райли (Майкл Рукер). Двойник готов терпеть от него любые унижения, любую грубость, не обижаясь и не помышляя о мести. Даже Пятница был на такое не способен. Ван Дамм с упоением вживается в образ Тарзана посреди современных городских джунглей. Сорокалетний силач обводит окружающий мир наивным взглядом и совершенно "не врубается" в законы человеческого общества. До сообразительности Маугли ему далеко.

Что будет с таким хорошим, но абсолютно не приспособленным к жизни существом? Что в нем победит? Заложенные в психику при клонировании свойства Гэрротта или же собственная, независимая от пробирочных опытов доброта? Эти вопросы напрашиваются в первой половине фильма, когда Двойник осваивает жизнь, будучи прикован наручниками то к машине, то к трубе на кухне в доме Джейка. Полицейский видит в нем потенциального убийцу и обращается с ним, как с грязным животным, изучает презрительно и брезгливо, колотит при всяком поводе и без повода. В зрителе закипает ненависть ко всему циничному и жестокому миру якобы нормальных и якобы профессиональных стражей порядка. И есть все основания гадать, на что именно спровоцирует Джейк беззащитного Двойника и как именно сам полицейский будет наказан за свое жестокосердие. Этот сюжет о рождении личности "с нуля", в экстремальной ситуации, мог бы развернуться с массой неожиданных поворотов и превратить фильм в суперхит. Но режиссер бросает заявленную тему, напрочь забывает про амбивалентность полицейского Джейка - и продолжает фильм как элементарный боевик с преследованиями.

Как только Гэрротт и Двойник выходят на след друг друга, начинаются драки, взрывы, эффектные погони по коридорам больницы и среди машин на автостоянке. Все как всегда. Еще парочка жертв. А Гэрротт в состоянии аффекта успеет изрешетить пулями труп собственной матери в морге. В целом же начнут побеждать силы правопорядка. И Двойник, несмотря на увещевания своего преступного близнеца, решит, что уж лучше его семьей будет тупой и недобрый Джейк, чем совсем больной и жестокий Гэрротт. Последний бой происходит где-то возле печей крематория. Гэрротт уже убит. Но все здание вот-вот взорвется. Джейк из последних сил вытаскивает раненого Двойника наружу. Но тот почему-то проскальзывает внутрь и запирает двери. После чего все взрывается. А в результате оказывается, что Двойник все-таки жив. Положив любимую игрушку маньяка в качестве подарка в почтовый ящик Джейка, он идет на романтическое свидание с проституткой, которая была его первым сексуальным опытом.

Завершение двойственно. Ощутимо желание режиссера выдавить слезы жалости у зрителей, готовых оплакивать самоубийство Двойника. Ринго Лэму явно не дает покоя драматический финал "Терминатора-2", который он и попытался крайне неуклюже и нелогично процитировать. Но в то же время он не смог устоять перед искушением хеппи-энда, умиротворяющего и тонизирующего публику. В результате не убедительно все - и мнимая, никому не нужная смерть, и воскрешение. Ван Дамм успел продемонстрировать, как в этюде на просмотрах, что может играть не самые примитивные роли на тему душевного становления. Но режиссер не использовал этого и не сделал кино высокого класса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
560
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
477
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
580
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
434

Другие новости