0
993
Газета Культура Интернет-версия

21.09.2001 00:00:00

Француженка с уловками протестантки

Тэги: амели, фильм


КАЖЕТСЯ, ни один фильм не вызвал за последнее время столько умиления, как "Амели" Жан-Пьера Жене. На самом деле эта мелодраматическая сказка не так уж светла, как малюют ее режиссер и критика. Фильм слишком честно фиксирует современное состояние патологически утомленной Европы. Парадокс заключается в том, что героиня при этом молода и прекрасна - играет ее Одри Тоту, известная нам по "Салону красоты "Венера" и совсем крошечной работе в "Распутнике". Не так давно Тоту завоевала звание "Надежды кино Франции". Однако теперь сама Франция, какой она показана в фильме Жене, выглядит довольно безнадежно. Французский мир утратил свою традиционную куртуазность. И очаровательной героине приходится самой за ним ухаживать. Всецело французской женщиной она при этом остаться уже не может.

Амели уносит с мавзолея, где хранится прах матери, любимого папиного гнома. И присылает отцу фото - от гнома, который отправился в путешествие. Гном возникает то на фоне храма Василия Блаженного, то на фоне статуи Свободы. Папа получает пищу для рефлексий и даже едет путешествовать - по примеру гнома. Амели издевается над злым лоточником и помогает его затюканному подручному обрести дар речи и право голоса в общении с покупателями. Общается со Стеклянным человеком, страдающим хрупкостью суставов. Все предметы в его квартире обернуты в мягкие тряпочки, чтобы нельзя было удариться. А сам хозяин сидит и рисует картины Ренуара.

Грустно то, что вокруг Амели нет никаких людей, кроме этих милых чудаков. Сделав из них 99% персонажей картины, режиссер придал им статус чуть ли не типичного лица французской национальности. И оно автоматически обретает оттенок староанглийский экстравагантности.

Героине не остается ничего иного, как вести игру в поддавки с немолодыми чудиками. Однако и ей, и режиссеру, наоборот, хочется надежд на начало чего-то нового - например, нового счастья (поскольку другого все равно нет). Есть даже потребность набрать новой художественной энергии. Колебания между внутренней апатией и деятельным зудом и определяют атмосферу "Амели".

Конечно, может порадовать масса остроумных формальных приемов по мелочам. Смена сезонов показана как "увядание" плюшевого медвежонка на клумбе - сначала под сухими листьями, потом под снежными хлопьями. Стресс после неудачной встречи с мужчиной сердца как нельзя точнее передан через превращение Амели в опадающую массу воды. Все мило, изысканно и обволакивающе гармонично. Спецэффекты не потрясают, а умиротворяют и ласкают взор.

Угнетает, однако, полное отсутствие вкуса к созданию оригинального киноязыка в целом и полнейшая неготовность к радикальным высказываниям о жизни. Режиссер, несомненно, умеет снимать доброе красивое кино. Но как распорядиться этим талантом по-взрослому, Жан-Пьер Жене не представляет. Снять, что ли, про то, как девушка находит свою настоящую любовь? И будет история на все времена.

Но к хеппи-энду так не готовятся. Так стараются подсластить пожизненную каторгу. На интуитивном уровне режиссер явно оплакивает бесконечно прозябающую Амели. И лишь поддавшись инертности жанра, приделывает фильму счастливый финал. В результате получается картина все-таки не на все времена и не о любви - а о сопротивлении общепринятому жизнепорядку.

Изящный французский быт с французской едой, французским уютом квартир и кафе, шармом уличного балагана и средневековых соборов. Городская инфраструктура на месте. А государства и экономики нету. Свобода, равенство, братство и одиночество - как в страшном сне. Характерна реакция нищего, предупредительным жестом отклоняющего милостыню: "Я по воскресеньям не работаю".

Есть, конечно, искушение сказать, что Амели тут делает добро, потому что она хорошая. Но нет, это благотворительность от отчаяния. Внешне героиня абсолютно традиционна - чувственна, пикантна, кокетлива, создана не для дел, а для наслаждений. Но в такой французской женщине просыпаются стихийный, по сути, протестантский, созидательный настрой и демонстративная самоотверженность. Франция всегда недолюбливала протестантов. Но вот в кино она склонила голову перед их удобной и полезной жизненной позицией. Эта позиция позволяет стоически выносить даже самую бесперспективную ситуацию и не выглядеть глупо и жалко от переполняющего тебя несчастья. Надо делать что-то полезное, чтобы жизнь куда-то двигалась. Как строят дома и возделывают новые земли, так надо складывать и благополучие. Не важно - материальное или душевное. Не важно - чье и с каким результатом. Главное - стараться. Само собой ничто и никогда не сложится.

Но в мире, где обитает Амели, не принято чего-то хотеть. Поэтому не принято иметь сугубо личные желания. Поэтому Амели начинает "разминку", обустраивая чужие судьбы, - как бы для развлечения. И далеко не сразу, внутренне замирая и смущаясь своих человеческих потребностей, переходит к созиданию счастья личного и своего. Нино Кикампуа - мужчина сердца Амели - продавец из секс-шопа и исполнитель роли скелета в пещере ужасов на ярмарке. Амели доводит до его сознания свои чувства с помощью безумных ухищрений и создает вместе с ним романтическую любовную пару. Великий жест, аналогичный в данном контексте героизму Жанны Д"Арк или пафосу французской Реставрации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
560
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
477
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
580
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
434

Другие новости