0
858
Газета Культура Интернет-версия

01.11.2001 00:00:00

Миссия невыполнима

Тэги: архитектура


Главная тема фестиваля - "социальная миссия архитектуры". Проблема, по мнению организаторов, в том, что за последние десять лет построено немало симпатичных банков, офисов и частных особняков, а вот школы и больницы как-то запустили. Строят - но насчет архитектуры не парятся. И инвестор этими жанрами интересуется не сильно. И власть. Гендиректор фестиваля Андрей Чернихов решил по этому поводу ударить в набат. Показать недостроенные поликлиники, брошенные клубы, котлованы стадионов. Но чтобы не превращать все это в "прожектор перестройки" - рядом дать положительные примеры. Как, скажем, школу для аутистов в Останкино, которую сам же Чернихов и построил и которая активно претендует на главный приз.

Но рядом с этим светлым порывом ютится подвох. Именно "социальная направленность" была полвека тем лозунгом, под которым советская архитектура утекала из зоны искусства и отбивала у населения всякий к себе интерес. Панельные пятиэтажки и типовые школы социальную проблему решали, но больше здесь говорить было не о чем. Поэтому такая тема могла бы напрочь отпугнуть потенциального зрителя выставки, но проблема решилась просто. Все, как водится, свалили в кучу: рядом с красноярской гимназией - проект путинского дворца в Стрельне, рядом с госпиталем в Хабаровске - дом отдыха "Завидово". Престиж главы государства можно, конечно, толковать как насущную социальную проблему, но вот что делать с посохинской башней в Сити (которая открывает не только этот раздел, но и всю выставку) - совершенно непонятно.

Можно, конечно, сказать, что город вообще таков: все в кучу. И поэтому напротив "Новых лидеров" (еще один раздел выставки) - сантехника. Но главную роль в организации этого хаоса сыграли амбиции устроителей. Раньше фестиваль "Зодчество" проходил в Доме архитектора и был исключительно профессиональным мероприятием. Московские мастера им, правда, манкировали (у них есть свой смотр - "Золотое сечение" - более, так сказать, "гамбургский"), но Россия на него съезжалась с удовольствием - хотя бы потому, что другой такой тусовки у архитекторов просто не было. Да и победитель "Зодчества" почти автоматом шел на Госпремию. Но архитекторы всегда страшно переживали, что народ их не знает (хотя они уже "исправились"), и что своего "Оскара" ("Ники", "Золотой маски", "Овации") у них нет. Несправедливость. Так родился "Хрустальный Дедал" - главная национальная архитектурная премия, которая будет вручена 5 ноября.

Но если за желание структурировать профессию премиями зодчих упрекнуть трудно, то идея перетащить этот смотр в Манеже была заведомо липовой. Места много, а хорошего - мало. А значит, это немногое будет завалено кучей хлама. Что и случилось - как случалось, кстати, на двух других архитектурных выставках, проходивших в Манеже. Обе ("Москва: шаг в третье тысячелетие" и "Русская архитектура: итоги тысячелетия") были велики, помпезны и совершенно бессмысленны. Но они по крайней мере отражали амбиции политиков: Лужков, например, под аккомпанемент своих башенок шел на второй срок. Здесь же читается лишь тоскливое заискивание перед властью: ну, заметьте нас, ну, отметьте. Президент заметил и телеграмму прислал, на открытие же - словно в насмешку - выслали женщин, которым архитектура по определению противопоказана. Замминистра культуры Наталья Дементьева и первый зампремьера Правительства Москвы Людмила Швецова составили, собственно, весь властный бомонд.

Бомонд же международный, которым грозили организаторы, состоял хоть и из мужчин, но из таких, чьих имен не знали даже просвещенные московские зодчие. А выставка "Звезды мировой архитектуры" открывалась работами Георгия Стоилова - маститого болгарского зодчего и президента Международной академии архитектуры. Где-то за ним приютились Фрэнк Гери и лучшие образцы ирландской почему-то архитектуры. Перекочевали, верно, с какой-нибудь недорогой выставки. Впрочем, московские звезды представлены на выставке почти все: "Остоженка" и "Резерв", "Киселев и партнеры", "АБД" и "СИАС", мастерские Бавыкина и Хазанова. А главное то, что архитекторы наконец-то научились выставляться. (Или по крайней мере - не подставляться, когда похвастаться нечем.) И лучших можно узнать именно по тому, как подано. Основная идея, может, и проста - своего рода сериальность ("Фрагменты" Плоткина, все черно-белое у Скокана и у "Арх4", квадратики МАО), но именно она свидетельствует о том, что фирменный стиль - сложился.

Ну а то, что работы главного лидера в заявленной теме - Андрея Бокова и его МНИИПа, - припрятаны за планшетами крупных чиновников, тоже понятно. По-настоящему хорошая социальная архитектура в глаза бросаться не должна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
946
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1044
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
330
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1365

Другие новости