0
1027
Газета Культура Интернет-версия

19.04.2002 00:00:00

Жизнь на мине

Тэги: танович, кино, югославия


В окопе вытянулся, словно на смертном одре, раненый боснийский солдат, а под ним - мина. Она взрывается не тогда, когда на нее что-то давит, а тогда, когда с нее снимают тяжесть. Запущенный механизм невозможно обезвредить. Поэтому ни друг, ни сапер, ни "голубые каски" из ООН, ни журналисты ничего не смогли поделать. Посуетились и уехали. Солдат остался один. Лежать на мине можно долго, но надеяться уже не на что. Камера зависает над обреченным боснийцем - и так завершается "Ничья земля". Тупиковость реальной ситуации превращается в глобальный символ югославской войны. Страна встала на мину, и обратного пути в мирную жизнь у нее уже нет. Фильм - о том, как живут на мине и в ее окрестностях.

Режиссер снял картину про всеобщую несостоятельность. И боснийцы, и сербы, и войска миротворцев не в силах ни победить, ни уступить, ни замириться. Режиссер наблюдает психологию рядовых "пешек". Они, солдаты, делятся на тех, кто воюет уже долго, а потому особо не бережет ничьей жизни, и на тех, кто только что прибыл на фронт и поэтому еще боится смерти, но не в состоянии спасти ничью жизнь. Силы ООН состоят из тех, кто протирает штаны в комфортных кабинетах, предпочитая не принимать никаких решений, и тех, кто искренне пытается кому-то помочь, входя в контакт с боснийцами и сербами. Первые не хотят вмешиваться в события и даже не проверяют, способны ли. Вторые хотят спасти хотя бы трех человек, но жизнь доказывает, что они не способны даже на это.

Вездесущие журналисты в состоянии вовремя подрулить со своей аппаратурой к центру событий. В состоянии выкурить из кабинетов высокие чины ООН, пугая их общественным мнением. Но заставить военных разрешить неразрешимую ситуацию журналисты не могут. Война превращается в международное телешоу, которое не доносит до мирной Европы и сотой доли югославского кошмара. Потому что этого кошмара не сознают и сами репортеры.

Судя по фильму, сам Танович в югославском кризисе ни на чьей стороне. Это дает ему право быть ироничным до черствости, трезвым до цинизма, беззлобным до трагической мудрости. Режиссер показывает, как ужас врастает в быт. Экстремальность обретает фарсовые подробности. И чем смешнее, тем оно страшнее. Кругом гремят взрывы, а босниец Чики (Бранко Джурич) и серб Нино (Рене Битораджач) сидят в траншее и до зубов спорят о том, кто начал войну. Как в деревне на завалинке. Чера (Филип Совагович) лежит на мине и мучается не столько от страха, сколько от того, что ужасно хочется в туалет. Английская журналистка (Кэтлин Картлидж) передает "горячий" репортаж, а боссы из телестудии требуют еще погорячее - взять интервью у того боснийца, что остался лежать на мине. Тогда будет совсем "супер".

В картине Тановича почти каждый эпизод несет в себе абсурдистскую метафору. Зато режиссер сдержан в натурализме подробностей. Здесь нет вываливающихся внутренностей, оторванных конечностей, изувеченных черепов. И даже заключительный взрыв, способный разнести все в радиусе 50 метров, так и не прогремит. Тягучее затишье в траншее, где человека оставили один на один с миной, куда более мучительно. "Ничья земля" вообще не занимается проблемой физической жестокости. Война жестока теми шутками, которые играют с людьми парадоксы душевного свойства.

Новичку Нино явно не хватает интеллигентного общения. В минуты перемирий он пытается познакомиться с Чики, протягивая ему руку. Но потом пытается того же Чики убить. Чики припоминает эту "слабость" и стреляет в Нино уже на виду у журналистов и солдат ООН. Личная обида и жажда "интимной" мести - реакция на большую войну, где все равно со всеми не поквитаешься. У журналистов нет горького ощущения, что одного профессионализма для работы в Югославии мало. Они носятся табуном с камерами вслед за миротворческими чинами. И уезжают с чувством выполненного долга. Ничья земля остается ничьей. А смерть у каждого боснийца и серба по-прежнему своя, ею с мирной Европой не поделишься.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1281
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3400
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1926
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2224

Другие новости