0
733
Газета Культура Интернет-версия

24.04.2002 00:00:00

Махаоны, дратхаар и брызги мозгов

Тэги: соловьев, мосфильм, кино, о любви


То, что кино - это великая иллюзия, осознаешь по-настоящему, только понаблюдав за съемкой. В павильонах построено два старинных дома. В них - старые игрушки, посуда, ковры разной степени потертости. Все такое обжитое и обветшалое, что кажется, XIX век здесь длится уже целую вечность. Вперемешку с декорациями лежит, стоит и висит современнейшая аппаратура.

Ольгу Ивановну Смирнову играет Евгения Крюкова. На лице - недовольство и усталость. Александр Збруев - доктор Николай Трофимович, которого связывают с героиней давняя любовная история и ребенок. На полочке трепыхаются живые бабочки. Это махаоны, которых держат в прозрачной коробке и выпускают специально для "работы" в кадре.

Ничего не происходит. В кадре это будет читаться как мучительная пауза. Атмосфера. Подводные течения. Сложная душевная жизнь. Настоящий Чехов.

Пока ставят свет, Александр Абдулов расхаживает в халате, загримированный Григорием Степановичем, мужем Ольги Ивановны. Типичный чеховский герой - в затрапезье, помятый, всклокоченный и сонный. Абдулов укладывается в постель, куда должны "добавить" собаку Гайбара. Это пес породы дратхаар, ужасно похожий на своего хозяина по сюжету. Тоже всклокоченный, облезлый и медлительный. Однако в присутствии камер, микрофонов и скопления народа Гайбар оживляется и уже в который раз норовит слезть на пол. Настоящая хозяйка Гайбара пытается загнать его обратно в кадр с помощью кусочков мяса.

Съемки пробуждения Григория Степановича напоминают комедию с элементами цирка. Но потом идешь в другую комнату, к мониторам, где можно увидеть отснятые кадры. И там уже никакой комедии, никакого цирка. Все абсолютно серьезно и реалистично. Человек просыпается, тянется за трубкой. Просыпается и пес, оба поднимаются - несчастные и одинокие. В общем, снова Чехов.

В другом павильоне - огромный особняк и сад. Заросли искусственных растений и живые цветы в горшочках. Скелет письменной машинки. Обглоданное пианино. Чугунную садовую мебель - диванчик, столик и кресла - перевезли сюда с дачи Соловьева, и она смотрится не менее исторично, чем все остальное.

Подходим к звукооператору Клаусу-Петеру Шмитту. Он уже не первый раз работает в России. Именно он отвечал за звук в "Москве" Александра Зельдовича.

- Клаус, с чем для вас ассоциируется чеховская звуковая палитра?

- Наверно, прежде всего с тишиной...

У каждого члена съемочной группы - свой участок. Кто-то регулирует воду, льющуюся из кувшина статуи в бассейн. Кто-то поправляет искусственные листья кувшинок в бассейне - чтобы они плавали поестественнее. Кто-то отвечает за естественную примятость искусственной травы. По ходу съемок в добавление к оригинальным чеховским сочиняются новые пассажи:

- А вы знаете, Володя, вы очень похожи на Лермонтова.

- А он что, тоже курил?

- Не знаю, но когда вы так берете в рот сигарету┘ И вообще в вашей мрачности и молчаливости есть что-то черкесское. Вы никогда не были на Кавказе?

- Отец там служил вроде...

Это сцена кокетства замужней дамы и пятнадцатилетнего мальчика. Его играет ровесник героя Кирилл Быркин, которому приходится на ходу осваивать технику актерства.

Соловьев командует, сидя в зеленых кущах:

- Зажигаешь папиросу, берешь обратным концом в рот и выпускаешь дым.

- А я не умею┘

- Что значит не умею! Сейчас надо уметь!

Замужнюю соблазнительницу играет Екатерина Волкова, известная по "Коллекционеру" Юрия Грымова.

- Катя, вам близка ваша героиня?

- Когда я только прочитала эту историю, у меня не было никаких ассоциаций с собой. Но каждая роль помогает открыть в себе что-то новое. И теперь я думаю: вот, я, наверно, тоже так веду себя с мужчинами, как она. В фильме я замужняя взрослая женщина, а он - подросток. Но получается вполне вечный расклад взаимоотношений мужчины и женщины. Женщина всегда взрослее мужчины, она играет, "ведет".

- Вы уже не первый раз играете роковую женщину┘

- Меня дочка спрашивает: "Мама, ты всегда ведьм будешь играть?" Во всякой женщине есть завуалированное кокетство, желание нравиться, влюблять в себя, испытывать наслаждение. И эти желания бывают совершенно безответственными!

К чему приводит такая "безответственность", будет показано с нечеховской прямотой. В закутке среди зелени темнеют кровавые пятна и кусочки "мозгов", прилипших к каменным плитам. На днях снимали сцену, в которой юный Володя из-за любви стреляется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1330
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3494
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2268

Другие новости