0
3081
Газета Культура Интернет-версия

25.04.2002 00:00:00

Крокодил и секс

Тэги: кино, прокат


Любовь, как водится, предстает у Луны разрушительной и прекрасной стихией. Человека убивают, а ему хорошо - потому что убивают слепой и дикой любовью. А вот когда человека убивать не хочет никто - это значит, человека никто не любит по-настоящему. И ему плохо. Так что в принципе безвременная смерть - событие радостное. Не случайно в финале, уже переступив порог вечности, влюбленные поворачиваются друг к другу и начинают смеяться...

Бигас Луна явно собирался снять высококультурное кино. С богатыми аллюзиями из античности. Для красоты и философичности. Чтобы цитаты из "Энеиды" Вергилия и "Одиссеи" Гомера звучали органично, режиссер сделал главного героя преподавателем литературы. Однако страстный треугольник бедного учителя, бедной красавицы и богатого бизнесмена начал самовольничать. И пока режиссер выстраивал возвышенную драму любви, неожиданно сложился жестокий и грубый фарс - об инстинкте самоистребления.

Школьный учитель Улисс (Хорди Молья) похож на хиппующего плейбоя. Поэтому, когда он тихо-мирно соглашается на брак с красивой, но простоватой девушкой Мартиной (Леонор Уатлинг), сразу ясно, что из этого ничего хорошего не получится. И чем больше крупных планов с поцелуями, чем веселее свадебная сцена, чем идилличнее медовый месяц, тем больше ждешь беды. Вопрос только - откуда она грянет? И тут возникает классический, почти плакатный кадр. Улисс лежит на краю постели, отвернувшись от жены, приминая подушку несчастной головой. Подушка взбухает, расплющивая щеку Улисса. В глазах героя тоска, губы надуты. Симуляция счастья кончается.

Вместо тягучего психологизма Бигас Луна обрушивает на зрителя совсем иное. А именно - дикий и временами красивый секс в тесной связке с нелепым бытовизмом. Камера со знанием дела дефилирует по стенкам бассейна с бирюзовой водой, по ухоженным дорожкам сада, по стерильным поверхностям шикарной мебели. Одним словом, честно отображает красивую новую жизнь Мартины, ведущую прямиком к катастрофе. Ведь, как и положено Улиссу, он не может не исчезнуть и не может не вернуться. Ему негде жить - и Мартина тайно поселяет его на последнем этаже нового дома, который построила фирма ее мужа. Туда она каждый раз тайно топает по ступенькам, задыхаясь, обливаясь потом и волоча тяжеленные пакеты с водой и пропитанием для любимого "узника". А добравшись до Улисса, заранее опускает молнию на жакете.

Решаясь на побег, героиня деловито сгребает в сумку ворох дорогой косметики и фирменные шмотки. Улисс же ведет себя как депрессивный болван. Свою вечную страсть герои компрометируют цивилизованными повадками и неврастенией. У них самоощущение неотразимых любовников. Но при этом они близки к самопародии. Что именно хотел сказать об этой парочке сам режиссер, остается загадкой. Быть может, потому, что Бигас Луна предпочитает до конца серьезно сопереживать людям, которые достойны иронии.

К финалу режиссер приберегает самый сокровенный образ. Им становится крокодил. Молодой и не слишком агрессивный. Луна заставляет зрителя ждать, когда же этот милый хищник доберется до наивных беглецов. Но крокодил нужен режиссеру совсем не для кровавой сцены в открытом море. Герои останутся даже не покусанными. Крокодил нужен для дополнительного смыслового объема - как Феллини был нужен осьминог в "Сладкой жизни" и носорог в "И корабль плывет". Что же символизирует крокодил у Луны? Эротическое начало, равнодушное ко всему рациональному и абсолютно самодостаточное. Люди могут умереть, а эрос, то есть крокодил, останется жить дальше. Он легко адаптируется и к воле, и к неволе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1304
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3447
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1952
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2246

Другие новости