0
891
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2002 00:00:00

Тень "Баядерки"

Тэги: петипа, мариинка, балет, спектакль


Убрав "Баядерку" из репертуара как раз накануне ее 125-летнего юбилея, премьеру реконструкции театр несколько раз переносил.

Мариинка обошлась практически без исследовательской работы. И обратилась не к первой постановке 1877 г., а к возобновлению 1900 г. Правда, записи Николая Сергеева, по которым ведется работа, так никто и не датировал. Несмотря на то, что в новом спектакле сохранилась существенная часть былых "лишних" танцев и мизансцен, собственно постановки теперь нет - есть набор фрагментов. Собрали чуть ли не все, что было в редакциях всех времен. Сергей Вихарев числится при этом хореографом-постановщиком. Приблизительную компиляцию, которая у него обычно получается, Вихарев выдает за реконструкцию. Спектакли под маркой Петипа приносят ему известность.

К приблизительной точности хореографического текста добавилась разрушенная структура спектакля. Все на редкость невразумительно. Стало казаться, что самое интересное в этом спектакле - от сценария до танцев главных героев - позднего производства. Словно театр старается не реабилитировать Петипа, а скомпрометировать.

Самой удачной оказалась сценография "Баядерки". Сохранившиеся декорации подновили, новые выдержаны в общем стиле. Проблемой стали, как и в "Спящей", костюмы. Они превратили Солора во вполне корпулентного мужчину - при том, что исполнитель строен, как тростник. В театре, который обзавелся иерархической лестницей артистов в подражание театру императорскому, для событийного спектакля не нашлось статусных исполнителей. И получила бы Дарья Павленко роль Никии, если бы не произведенный ею недавно в Москве фурор на "Золотой маске", - вопрос.

Артисты проявили немалый героизм, пытаясь на руинах спектакля собрать нечто, напоминающее роли. Главную трагическую героиню - скромную плясунью Никию - Павленко никто бы не заподозрил в скромности. Первый дуэт Никии и Солора (Игорь Колб) напоминал о плакатном счастье советских фильмов 1930-х. Гамзатти Эльвиры Тарасовой выглядела скромнее и нежнее Никии. Кстати, и фабула получила иной, чем прежде, смысл. Солор предал не Никию, а Гамзатти - это Никия отняла жениха у невесты. Соперницы словно поменялись местами: очень человечная Гамзатти и надменная, как истукан, Никия.

Для такого аврального спектакля, с обилием накладок разного рода, кордебалет выглядел прилично, хотя не обошелся без путаницы. Несмотря на то что антуражные танцы в сцене праздника остались почти все, без гран-па здесь не хватает классической кульминации спектакля, уравновешивающей медитацию теней. Классический центр перенесен в последний акт, и там эта конструкция безнадежно развалена. Главное событие премьеры - сцена "Гнев богов". Здесь появился танец дельфийских лотосов. В конце дворец рухнул вполне благополучно, никто не пострадал.

Премьера "Баядерки" открыла юбилейный Х международный фестиваль "Звезды белых ночей". Валерий Гергиев на событии не присутствовал. Видимо, есть основания у Гергиева не любить балет.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
218
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
206
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1834
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1384

Другие новости