Фестиваль откроется российской премьерой "8 женщин" Франсуа Озона. Трудно было сделать более удачный выбор: фильм броский внешне, но лишенный всякого смысла, пыль в глаза, много шума из ничего - точь-в-точь как грядущая фестивальная декада.
Год назад ММКФ впервые перенесли с конца июля на июнь - по официальной версии, чтобы не конкурировать с МКФ в Карловых Варах. В результате крикливый московский киномонстр окончательно затмил скромный, но милый питерский "Фестиваль фестивалей". Хотя статус фестиваля фестивалей справедливо было бы присвоить и ММКФ: поскольку его конкурсная программа традиционно слаба.
Наибольший интерес на нем, как правило, представляют параллельные секции: спецпоказы, ретроспективы etc. Нынешний год не исключение. Ретроспектива Стэнли Кубрика - единственное, что способно спровоцировать закономерный ажиотаж. Кичиться же наличием в конкурсе снятого для ТВ фильма героев вчерашних дней братьев Тавиани или нового Кшиштофа Занусси (предложившего "Дополнение" к позапрошлогоднему победителю, каковым слабенькая "Жизнь как смертельная болезнь" стала на удручающем безрыбье) - просто смешно.
Ухмылку вызывает и состав жюри. Среди судей-"звезд" - режиссеры Рэнда Хейнс, олицетворяющая название своей последней работы "Аутсайдер", Карен Шахназаров, расписавшийся "Ядами" в профнепригодности, и Йос Стеллинг, опустившийся до невзрачных короткометражек. Возглавляет жюри классик советской литературы Чингиз Айтматов, имеющий одинаковое отношение к современным лит- и кинопроцессам. То есть - никакого отношения не имеющий. Но - прихоть Никиты Михалкова нельзя не уважить, потому как практически все на ММКФ зависит от личных хотений и велений господ устроителей. Фестиваль - их чадо, их игрушка, которая может занять прохожего зрителя лишь случайно.
Значение ММКФ в мировой табели о рангах равно нулю. Редкие значительные ленты открытиями именно Москвы не назовешь. Например, прошлогодний победитель ("Фанатик") прежде стал фаворитом фестиваля "Сандэнс". Даже для церемонии открытия не находится оригинального, не засвеченного прежде фильма (исключение - "Романовы" Глеба Панфилова в 2000 году).
Увы, и зрителю на фестиваль по большей части тоже наплевать. Каталоги и сводные расписания показов не продаются, площадки - исключая отданный конкурсу "Пушкинский" и комфортабельный "Ролан" - сплошь маргинальные. Непопулярный ЦДЛ, ужасающий "Художественный", камерный Музей кино и отличный, но внутрицеховой, за пределами кинематографистов малоизвестный зал Дома кино.
Прошлогодний фестиваль порадовал количеством и качеством фильмов - в сочетании с не менявшимся вплоть до последнего дня расписанием. Куда девался вселенский бардак прошлых лет? Очевидно, что эволюционный рывок организаторы совершили с перепугу - у ММКФ хотели отобрать категорию "А". Появится ли некая внешняя благодетельная сила в этом году - вот вопрос и единственная интрига.