0
1098
Газета Культура Интернет-версия

25.06.2002 00:00:00

Русские гомеры

Тэги: кончаловский, хотиненко, янковский, ммкф, кино, фестиваль


Сравнение отца и сына Кончаловских вряд ли в пользу младшего: замах "Антикиллера" на рубль, удар на копейку. Мыслился глобальный кинороман по книге Василия Корецкого, современная криминальная "Илиада", учебник анатомии и физиологии сложноустроенного бандитского организма. Мегафильм с привлечением десятков лучших актеров, призванных изображать: а) уличных беспредельщиков во главе со зверем Амбалом, маньяком, повернутым на скандинавской мифологии (еще одна феноменальная роль Виктора Сухорукова); б) "цивилизованных" бандитов новой формации (Михаил Ефремов, Александр Балуев etc); в) матерых волков в законе, из коих одни (Сергей Шакуров) воровскую честь блюдут, живя в аскетизме, другие (Михаил Ульянов) про спартанские нравы забыли и утопают в неподобающей роскоши. Каждый за себя, Бог против всех, реки крови, бой не на жизнь, а на смерть; побеждает, как водится, одиночка - экс-гэбэшник Лис (Гоша Куценко), у которого и с ворьем, и с ментами разговор короткий. Но и его в финале берет на мушку высшая сила - в лице постановщика, который оказался властен только над жизнью бедняги Лиса. Все прочее - включая запутанный до нечленораздельности сюжет - из- под режиссерского контроля ускользнуло. И бюджет не помог; не в деньгах счастье. Убийственным для экшн-фильма стало то, что Кончаловский-младший запорол все боевые сцены; так, одно сумбурное мельтешение. Хотя Сухоруков считает, что это я привередничаю, потому как американскими боевиками зажрался.

Определения "экшн" больше достоин фильм "В движении", хотя удачный дебют Филиппа Янковского при всей безоглядной жанровой мешанине скорее грустная комедия. Иногда - с креном в водевиль, порой - с уклоном в мелодраму, временами - с оттенком детектива и неявными отсылками к "Фотоувеличению". Боевик - никогда. История преуспевающего московского журналиста Александра Гурьева (Константин Хабенский) - безостановочное действие с диагнозом "тахикардия". Пульс стремительного, ритмичного, куражистого фильма - все 200 ударов в минуту. При том, что Саша Гурьев никакой не супермен, а наследник по прямой, самый что ни на есть младший брат рефлексирующих героев "Утиной охоты" (Зилова Хабенский сегодня играет на сцене МХАТа) и "Полетов во сне и наяву" (Макарова в 1983-м сыграл Олег Янковский). Человек, по уши вляпавшийся в кризис среднего возраста, только в отличие от предков - спешащий, у которого на рефлексию и торможение нет времени.

Титры пестрят персонажами светской хроники, но, слава богу, "В движении" не есть повторение провального опуса Гриши Константинопольского "8 с половиной долларов". Выбор этой ленты для открытия программы "Большие надежды" - в десятку. Филипп Янковский достигает невозможного: делает в хорошем смысле слова модный фильм с высокой концентрацией годных для цитирования one-liner"ов и достойными героями - не из розового "бубльгама", а из живой плоти и крови. Фильм - бенефис Константина Хабенского: попробует пусть кто-нибудь теперь сказать, что не звезда. Гурьев - циник, пройдоха, смельчак и сорвиголова в едином теле, веселости бешеной и храбрости беспечной - в былые годы под пулями в Душанбе воду команде баскетболисток таскал. Почти как Плахов из "Убойной силы" - тот тоже мог уйти в суровый запой и расстрелять из табельного оружия мирный тир, оставаясь хорошим человеком. Лучше - только женщины: жена - Оксана Фандера, любовница - Ольга Сидорова, подруга - Елена Перова, жена друга - Анастасия фон Калманович. И Константин Мурзенко в убойной роли контактера с инопланетянами.

Фильм "В движении" стоит в одном ряду с блистательной "Механической сюитой" Дмитрия Месхиева: у них один сценарист (Геннадий Островский), один оператор (Сергей Мачильский) и общий актер (Константин Хабенский). Разная социальная среда, но одинаковое желание запечатлеть, поймать ускользающую от большинства фильммейкеров реальность. У Месхиева она как в песне Леонида Федорова, "что-нибудь такое где-то там", нечто между Ленинградом и Москвой, у Янковского - "вечеринка что надо", "ярмарки-краски" московского бомонда. Результат в обоих случаях впечатляющий.

Третий полнометражный фильм Ильи Хотиненко "Одиссея. Год 1989" (что не говори, а рабочее название "Умняк" лучше), это на первый взгляд анти-"В движении". У Янковского каждый жест отточен, каждый кадр выверен и светится совершенством. "Одиссея" - черт знает что за кино, шероховатое, угловатое, размытое - как дороги в осеннюю распутицу, по которым до ближайшего города к двоюродному брату, даже не брату, а к "деверю снохи крестной" добирается деревенский житель Дениска, романтичный юноша, мечтающий стать то ли агрономом, то ли космонавтом. Его черно-белая, но с эффектными цветными вспышками одиссея - день в компании окраинной шантрапы, братвы в олимпийках, спортивных штанах и явно снятых с трудового народа шапках. Стычки с враждебно настроенной бригадой Ганса, наркотическая инициация и легкая уголовщина.

Казалось бы, фактура - подзаборщина, шлак, отработанный перестроечной чернухой. Однако от "Умняка" не оторваться. Блеск что за кино! Схватывающее приметы реальной жизни на лету, естественное, очень смешное и очень живое, с исполнителями редкой органики. "Братья" Денис и Паштет (Андрей Щенников из "Мастерской Петра Фоменко" и режиссер Петр Буслов), варщик Слон с товарищем ("фоменки" Илья Любимов и Томас Моцкус), бандитские подружки (Мария Шалаева и Ольга Филиппова) и еще добрый десяток дворовых жителей - свои ребята, протяни руку - достанешь, коснешься. То, как Хотиненко добивается такого эффекта сопричастности экрану, дорогого стоит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1476
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3802
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2134
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2399

Другие новости