0
678
Газета Культура Интернет-версия

26.06.2002 00:00:00

Ретро со скелетами

Тэги: ммкф, кино, фестиваль, москва


Но сначала - греческий фильм "Седьмое солнце любви" Вангелиса Сердариса. 1922 год, Греция воюет с турками. А дома у офицера греческой армии вызревает эротический треугольник: он, жена и служанка. Мужчина один, женщин двое: разворачивается борьба за мужчину. Альтернатив тогда не знали.

Для современного кино это слишком банальная ситуация. К тому же - ущемляющая права женщин. А они ведь тоже люди. И значит, имеют право разбудить в себе лесбийские наклонности. Поэтому служанка становится объектом всеобщего вожделения, а офицеру (чтоб не задавался) ампутируют ногу. Теперь и он не соответствует консервативному представлению о полноценном человеке. Режиссер начинает судорожно переживать за доблестного инвалида, отодвигая в тень самоутвердившихся дам. Наверное, люди 20-х годов (да еще в Греции) очень бы удивились, посмотрев такой фильм. И сочли бы, что кино XXI века, старательно организующее новые поводы для политкорректности, указывает на явную творческую ущербность режиссеров.

"Госфорд-парк" Роберта Олтмана: создалось ощущение, что декоративная часть картины проработана слишком уж изысканно и подробно. Это не может быть единичной прихотью незаурядного режиссера. Похоже, накатывает волна ретро. И рядом, в программе "8 1/2", возникает "Кошачье мяуканье" Питера Богдановича. Хотя у Олтмана действие относится к 30-м годам, а у Богдановича - к 20-м, время в обоих фильмах остановилось где-то между двумя десятилетиями. И замерло для удобства художественных манипуляций.

Две великосветские компании, и каждая - со своим "скелетом в шкафу". Шкафы и прочая утварь драгоценных пород дерева собрана и там, и там в больших количествах. Кажется даже, что английское имение у Олтмана и американскую яхту у Богдановича обставлял один и тот же дизайнер. А прически (Эмили Уотсон и Кирстен Данст) делал один парикмахер.

В обоих фильмах происходят убийства. И везде обитатели респектабельных интерьеров не позволяют себе испытать потрясение. Они стараются чувствовать только то, что считают допустимым. Когда Мэрион Дэвис (Кирстен Данст) плачет, ее лицо выражает даже не горе, а скорее вину за то, что она плачет тихо, "про себя" - и что никакое преступление не способно выбить ее из светской колеи.

Впрочем, избыточная стильность картин отодвигает на второй план сам факт наличия общества с его правилами игры. В этом кино герои несвободны прежде всего от стиля. Он подавляет их и превращает в продолжение пространственной среды. Да и режиссура уходит от стилизации жизни к стилизации светского детектива, в духе Агаты Кристи. У Олтмана эта трансформация сознательна и не лишена иронии. А у Богдановича, кажется, происходит спонтанно. Вероятно, поэтому в "Кошачьем мяуканье" больше нервозности. Если и не сами действующие лица, то режиссер переживает, как грустно вдруг ощутить себя не живым взбалмошным человеком, а предсказуемым персонажем.

Из церемонного ретро рубит окно в живую современную Европу Барбара Грефтнер (фильм "Моя Россия", программа "Большие надежды"). Австрийская семья готовится породниться с "русской". Сын главной героини собрался жениться на девушке с Украины. "Наши" приезжают в Вену знакомиться и погружают австрийцев в суматоху, душевные терзания и перманентные склоки. "Наши" разливают водку в кафе, где подают только пиво. "Наши" ищут тапочки в доме, где принято ходить по полу в той же обуви, что и по улице. "Наши" хотят жить лучше, но не хотят подчинять жизнь зарабатыванию денег.

Камера мельтешит, перескакивая с одного лица на другое; русские слова, произнесенные с немецким акцентом, и русские песни, несущиеся из австрийского радио, добавляют ощущения полного Вавилона в одной частной жизни. Камера просто не поспевает за тем ритмом душевных перемен, в которые "наши" погружают австрийцев.

"Моя Россия" переполнена иронией, поскольку режиссер снимает кино не про две нации и даже не про две семьи. Грефтнер снимает кино о том, как русские помогли австрийцам заметить, что жизнь - очень сложная штука и что каждый новый шаг в ней труден.

Западному человеку удобнее этого не замечать и делать вид, что все правильно и нормально, а жизнь соответствует желаниям и потребностям. А русские слегка продвинулись к мысли о том, что иногда надо вести себя как принято (а не как бог на душу положит) и учитывать чужие законы. "Моя Россия" оказалась весьма искренним высказыванием о том, что значит реальное взаимодействие русских с западным миром. Это брутальная групповая психотерапия для ее участников - которая со стороны выглядит ужасно забавно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
836
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
449
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
460
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
412