0
1081
Газета Культура Интернет-версия

10.07.2002 00:00:00

По вине Вольтера

Тэги: режисер, фильм, просветление, свобода


Обозначив свой проект "Трилогией свободы" (согласно авторской декларации, "Любовники" - о свободе любить, "Плоть" - о свободе сексуального выбора, "Просветление" соответственно - о свободе мысли и духа), теплая и спаянная компания демонстрирует прежде всего редкую творческую свободу. "Просветление" придумано и снято раскованно, привольно, так же, как прежние ленты, но в жанре комедии нравов, без намека на грусть - несмотря на один сердечный приступ в начале и одну немотивированную и красивую смерть в финале.

В новом проекте Паскаль Арнольд вновь выступает оператором и сценаристом, а Барр - сценаристом и актером, но его персонаж, американский бизнесмен Джек, находится в подчиненном положении, в положении ведомого у современного Кандида по имени Максим; почти вольтеровское название "Максим, или Оптимизм" подошло бы для адекватной замены "Просветлению". Актера Ромена Дюри можно упрекнуть в излишнем подражании эксцентрику Дени Лавану, звезде "Дурной крови" и "Любовников с Нового Моста". При этом его персонаж достаточно самобытен, чтобы от упреков воздержаться - драматургической фантазии товарищества Барр-Арнольд с лихвой хватило, чтобы придумать героя, не похожего ни на кого. 25-летний Максим - лучезарный симпатяга, простодушный путешественник, смывшийся из психушки в Шан-Флери.

Естественно, все его безумие проявляется в абсолютной непосредственности - "Просветление" начинается с очень смешного отчета Максима перед вокзальным служащим: "Я проверил - я ничего не забыл в вагоне!" Он бредет по Парижу с широко распахнутыми глазами, доверившись рекламе, выпивает литры швепса, рассчитывая разбудить в языке зверя, молится поросенку-талисману - господину Хрюну, а купившись на еще одну рекламу - "расслабляющего бара" - попадает в гостиницу, где мгновенно принимает предложение нового знакомца Джека стать переводчиком во время делового раута.

К своей обязанности Максим подходит неформально, вследствие чего выгодная сделка срывается, а Джек, заразившись радостным безумием нежданно обретенного друга, забывает о делах и пускается в заманчивую авантюру - поездку в Индию. Там, за стенами монастыря живет обретшая душевный покой Жюстина, подруга детства и платоническая возлюбленная Максима. Это, пожалуй, единственная роль музы Барра, сексапильной Элоди Буше, в которой она не щеголяет неглиже и не предается плотским наслаждениям. Впрочем, Буше несказанно хороша и в строгих монашеских одеяниях, а каждый кадр "Просветления" сочится эротической радостью жизни даже если речь идет о духовной приязни.

Барр и Арнольд не ограничиваются собственными творениями, принимая посильное участие в проектах друзей. Например, в "Сыновьях Марии", поставленных канадской актрисой Кароль Лор при их живейшем участии. Сюжет "Сыновей" не менее своеобразен, чем история "Просветления". Женщина, чьи муж и ребенок погибли в автокатастрофе, размещает в газете объявление: "Мать, потерявшая сына, ищет сына, потерявшего мать", и находит - да не одного, а сразу четырех, одного из которых Барр сыграл похожим на Джека из "Просветления". Искренность делает гуманный посыл всех работ Барра-Арнольда нефальшивым, искренность лишает странноватые сюжеты малейшего оттенка надуманности.

Обманчиво безыскусные ленты трилогии выделяет и уникальное кинематографическое чувство. Запечатленные ручной камерой выкрутасы Максима и Джека на дискотечном танцполе, спонтанный танец Жюстины, развевающиеся на ветру цветастые индийские ткани - лишь некоторые выбранные произвольно, наугад образцы исключительной красоты.

Зачастую, особенно во второй части "Просветления", режиссерская свобода Барра-Арнольда граничит с произволом, что, впрочем, закономерно и не вызывает ни малейших возражений. Что же до судьбы малыша Максима, то в финале он добровольно возвращается в Шан-Флери. Его уже не страшит возможное заточение на страшном "третьем этаже". Дух веет, где хочет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1525
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3925
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2181
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2456

Другие новости