0
964
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2002 00:00:00

Отец

Тэги: кино, сын, дарденн


Если отец (мать) семейства хочет приятно провести уикенд с семьей, если молодые люди собираются развлечься субботним вечером - им не надо беспокоиться по поводу бельгийского фильма "Сын". И пусть их не обманут рекламные приманки типа "криминальная драма"...

Если вы хотите понять, что такое современное европейское кино, что такое искусство режиссуры и актерской игры, как минималистскими средствами добиться сильнейшего эмоционального воздействия - фильм братьев Дарденн для вас.

История, очертания которой вырисовываются по мере приближения к финалу, по сути простая и страшная. Отец с матерью разошлись после того, как их маленького сына задушил в машине 11-летний подросток, который пытался выкрасть оттуда радиоприемник. Мать, еще достаточно молодая, пытается склеить новую семью и даже беременеет от кого-то. Отец так и не пришел в себя, живет серой, монотонной жизнью, строгает себе и пилит, обучая столярному делу трудных подростков.

И вот однажды к Оливье в мастерскую присылают парня, который оказывается убийцей его сына. Все эти пять лет Франсис провел в исправительно-трудовой колонии. Первое движение Оливье - отказ от любого общения с Франсисом. Второе - какое-то болезненное любопытство. Подсмотреть за ним в щелочку, но так, чтобы никто не увидел, особенно бывшая супруга (ведь никому не объяснишь этот мучительный интерес к убийце собственного сына). По-воровски залезть к нему в квартиру, чтобы узнать, как он живет, потрогать его вещи. Как он выглядит, что с ним стало? Ведь прошло уже пять лет, и из 11-летнего мальчика он превратился в 16-летнего юношу. Как выглядит убийца, лежит ли на его лице печать зла?

Убийца выглядит никак. Щуплый бледненький паренек, с невыразительным лицом, малосимпатичной, но и не отталкивающей наружности. Обыкновенный. Такой же обыкновенный, как и сам Оливье. Чем больше смотришь на Оливье, тем меньше это лицо запоминается. В нем нет ни одной выдающейся черты, разве что родинка за правым ухом, тем самым, которое мы за 103 минуты экранного времени имеем возможность изучить до мельчайших подробностей. Очки с сильно увеличивающими линзами, за которыми плохо видны тусклые глаза, да нам стараются их и не показывать. Круглое невыразительное лицо, вялый подбородок, редеющие волосы, рыхлая фигура. Ему может быть тридцать пять, а может быть и сорок пять. Оливье Гурме, получивший за исполнение этой роли приз на последнем Каннском фестивале, как бы и не играет вовсе. Перетаскивает доски с места на место, заходит в магазин, едет в машине... Он постоянно в движении, камера следует за ним, показывая фрагменты его тела крупным планом, в основном затылок, который становится для нас в конце концов просто-таки ненавистно-родным. Действия, которые он совершает, обыденны, стерты и непримечательны, так же, как и слова, которые он произносит. Оливье снует туда-сюда по лестницам, коридорам, закоулкам, вперед-назад, иногда это напоминает броуновское движение... Камера, которая не отпускает его ни на секунду, снимающая в основном сзади или сбоку, создает чувство нестабильности и напряженности. За всей этой мельтешней - ощущение неспокойствия в этом человеке, серьезной душевной травмы.

По поводу знаменитого затылка Люк Дарденн говорит следующее: "Если мы снимаем затылок Оливье Гурме, то для того, чтобы зритель пытался представить себе глаза героя! Затылок - это нечто ранимое, беззащитно открытое кулакам. На экране мы хотим показать много, но спрятать еще больше, чтобы образ плотника был еще более загадочным, чтобы напряжение росло постепенно".

Кстати, к вящей радости западных либералов, обожающих модный ныне соцреализм в кино, до того, как зрители вникнут в суть психодрамы, им преподадут основательный урок столярного дела и научат хорошо разбираться в том, что такое стамеска и что такое рашпиль. А также, какова разница между сосной каролинской и сосной орегонской.

Болезненную, садомазохистскую тягу отца к убийце сына можно, конечно, объяснить жаждой мести, но с первого взгляда на Оливье понимаешь, что на кровавые поступки он не способен. Скорее это связано с подсознательным желанием посмотреть в лицо своему ужасу, своей муке, смириться со случившимся, избавиться от съедающего душу каждодневного кошмара. Это и какая-то пусть страшная, но нить, которая связывает его с погибшим ребенком, возможность поговорить о нем. Ко всему прочему здесь и подсознательная жалость к подростку, так по-дурацки, бездарно распорядившемуся собственной судьбой.

Весь драматизм ситуации и заключается в том, что все, что мы видим, - самое обычное, самое обыкновенное. Монотонное действие прерывается лишь однажды, когда Оливье привозит Франсиса на дровяной склад, чтобы отобрать там доски для мастерской. Без надрыва, в потоке общих слов он сообщает бесцветным голосом: "Я отец мальчика, которого ты убил". При этом не вращает дико глазами, не берется за кувалду, а спокойно стоит на месте. Но мальчик - видно, интуиция подсказала и тюремная жизнь научила - срывается, как зверек, почувствовавший опасность, и несется опрометью, куда глаза глядят, догадавшись, сколько боли и ужаса скопилось в душе этого человека, которого он успел почти полюбить.

Богатое документальное прошлое режиссеров повлияло на стиль их игрового кино, где ручная дергающаяся камера фиксирует "жизнь как она есть". А смешение принципов Догмы и соцреализма родило какое-то новое качество. Парадоксально, но при подобном "документальном подходе" призы в фильмах братьев Дарденн получают именно актеры. Такие, как их постоянный актер Оливье Гурме. Или неактеры. Такие, как Эмили Декуэнн, исполнительница главной роли в "Розетте", лауреатке "Каннской пальмовой ветви".

Если вам удастся выдержать испытание столярным делом, то тогда воистину братья Дарденн так прочно привяжут вас к "затылку Оливье Гурме", что вам не избавиться от него до заключительных титров. Это почти такая же прочная, болезненная привязанность, как у Оливье к Франсису. Отвлекает от этого лишь некая странность русских субтитров, которая заключается в выпадении некоторых слов, главным образом цифр. Вначале подумалось, что если на вопрос: "Сколько это стоит?" - следует ответ "франков", это связано каким-то образом с переходом на евро. Но потом стали выпадать и километры, а главное, выпало в титрах имя одного из братьев-режиссеров, и нам сообщили следующее: постановка - Жан-Пьер и Дарденн.

Мы все больше и больше втягиваемся в "проблему затылка", напрягаемся, следим за каждым движением Оливье с момента, когда понимаем, что его внеэмоциональность обманчива, а внутреннее напряжение грозит обернуться взрывом. Как он искоса поглядывает на спящего на сиденье машины парнишку, как нервничает, пытая Франсиса по поводу того, за что его посадили в тюрьму, как неадекватно начинает реагировать на пустяки...

Развязка "Сына" так же проста и обыкновенна, естественна и гениальна, как и все предыдущее. Франсис возвращается, подходит к учителю и подставляет плечо под доску. Жизнь продолжается...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1396
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1076
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1659
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
867