0
764
Газета Культура Интернет-версия

20.11.2002 00:00:00

Великий и простодушный

Тэги: кино, ульянов, юбилей


Кажется, он сыграл все. Громада ролей колышется, густеет за его плечами, устрашает числом. Там - рабочие и крестьяне, председатели колхозов и директора заводов, секретари райкомов партии, инженеры-реформаторы, которые упрямством и талантом старались одолеть косность гибнущей "системы". Там - исторические деятели и знаменитые революционеры, рядовые солдаты Отечественной войны и маршал Победы Жуков; легендарные герои античной древности, там - люди душевной святости, как Сергей Серегин в "Иркутской истории" - князь Мышкин наших дней, и гении зла, как шекспировский Ричард III. Там - смешные "детские" чудаки и много людей просто хороших.

* * *

Единственный из больших актеров нашей сцены, во времена, когда постепенно и трудно открывалась подлинная история русской революции, он "по очереди" сыграл Ленина и Сталина. Казалось, что все герои Ульянова, сочиненные авторами и существовавшие на самом деле, могли быть только такими, какими он их сыграл. И безрукий солдат Председатель, подымавший из военного разорения деревню, за которого Ульянов получил Ленинскую премию и навсегда стал всенародным любимцем. И маршал Жуков - коренастый и мужественный красавец, с резким профилем и беспощадно-властной складкой рта.

За полвека актер сыграл величие, безумие и трагедию русского максимализма (в Ленине, Рогожине, Дмитрии Карамазове), абсолюты веры (в Сергее Серегине и старике Едигее), бездны безверия (в Сталине и Ричарде III), преданность химере-мечте (в революционерах-большевиках) и разочарование в ней, беспощадность суда над собой (революционный моряк-убийца Гайдай), безжалостность осмеяния себя (генерал Чарнота в булгаковском "Беге"); неутолимое и жадное желание жить и стоический отказ от жизни. В его первостроителе Комсомольска балтийском матросе Косте Белоусе пела прекрасная юность наших отцов.

На самом деле все было по-другому. Комсомольцы-первостроители почти все вымерли, вымерзли в тайге, а достраивали город-форпост на Востоке страны пришедшие по льду Амура военные. Деревню не подымали, а разоряли и уничтожали с большой кровью. Но проживший жизнь атеистом, в искусстве Ульянов был человек верующий. Всегда играл по "своей вере" без грана цинизма. Не интеллектуал, не теоретик, а актер тайны и наития, он и тогда многое угадал верно. В корявости революционного матроса Гайдая чудилось и близилось моровое поветрие революционной бдительности. В "варшавской истории" москвича, студента, недавнего солдата - победителя Виктора, любовь которого к польской девочке-певице уничтожает, рвет на части сталинский закон о "браках с иностранцами", он прочитал трагедию своей страны.

* * *

Поколение, к которому он принадлежал, пощадила, не сожгла в огне Война. Его год рождения - 1927-й - был первым, который не призывался. Мальчики, пришедшие вместе с ним в Вахтанговское училище, немногие юноши-фронтовики после госпиталей помнили, что судьба и те, кто погиб вместо них, подарили им жизнь. Можно представить, с какой жадностью, яростью, ненасытностью они учились.

Ульянов, разумеется, был отличник. Остался "отличником" и там, в профессиональной своей жизни. Оказался нужен в начале 50-х, когда менялось и обновлялось поколение вахтанговских лидеров и великолепная четверка - Гриценко, Яковлев, Ульянов, их "прекрасная дама" Юлия Борисова - выходила на главные позиции. В единственном театре своей судьбы Ульянов нужен, незаменим и теперь.

Прикрепившееся к нему в советские годы определение "социальный актер" недостаточно и лишь в малой степени объясняет его. Он - актер всечеловеческий. Игравший итальянцев, англичан и французов (простого рабочего-парижанина в "Шестом этаже" и великого Наполеона в одноименной знаменитой эфросовской постановке). Он с изумительной, не этнографической, а человеческой, душевной, телесной точностью сыграл еврея Тевье-молочника - философа и добряка, разговаривающего со звездами. И у Чингиза Айтматова сыграл старика киргиза Едигея - молчаливого страдальца за людей с Буранного полустанка.

Яркий и яростный, правдивый, свободный и глубокий, эпический актер-повествователь и актер лицедейства, игры, озорства, фантазма и "чертовщины" на сцене - Ульянов всегда театрален. С красным носом, в шутовском колпаке, отбивая бешеную чечетку, из конца в конец сцены, с лестницей-стремянкой в руках проносится сказочный его полководец Бригеллла - "маска" из "Принцессы Турандот".

* * *

Нет, он - не "маршал Жуков", даже по скромным театральным меркам. "У вас от маршала только подбородок и нос!.." - сказала я ему с досадой, когда, доверчивый до наивности, падкий на влияния, мягкий, не любящий конфликтов, он спасовал перед очередным негодяем. И Ульянов не обиделся, а рассмеялся высоким, заливистым, по сию пору невзрослым своим смехом, который сегодня, увы, мы слышим все реже.

"Не Жуков" - полностью отказавшийся от бурной, привычной общественной деятельности, он, однако, уже двадцать с лишним лет возглавляет Вахтанговский театр. Старый коллектив существует ныне не только достойно, но время от времени возбуждает надежду - то фоменковскими "Без вины виноватыми", то "Ревизором" литовского режиссера Римаса Туминаса, несовершенным и талантливым, то мощным "выбросом" молодых актеров в больших ответственных ролях, то появлением их же в незавершенном (по организационным, коммерческим, а не творческим причинам), но все равно великолепном мюзикле.

Во многом благодаря Ульянову в его театре не оплевывают былых кумиров, не судят хоть и советских, с наградами и орденами, но великих стариков, а сам Вахтангов остается живым, но еще и иконой, Богом, без которых, как известно, театру - нельзя.

Ныне Ульянов бережет свои годы для творчества. Он мало сегодня играет на сцене, зато много снимается в кино. Даже в сериалах дает замечательные художественные результаты. В нынешнюю смуту Ульянов всматривается мужественно, пристально и горько, в искусстве своем, познающем жизнь, идет до конца, сквозь усталость и болезни, без слов, призывая: "Не останавливайся, действуй, работай, и тогда всем нам, может быть, наконец полегчает".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
988
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1223
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
985
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1274

Другие новости