0
630
Газета Культура Интернет-версия

10.12.2002 00:00:00

Вечера на колоннаде близ Венеции

Тэги: венеция, выставка, живопись


Выставку, приуроченную к "Декабрьским вечерам", по понятным причинам, лучше всего смотреть вечерами. Когда растревоженный благозвучием Монтеверди и Вивальди выходишь в антракте на колоннаду и окунаешься прямо в венецианский Гранд-канал кисти Каналетто. Впрочем, опять же, по понятным причинам, удается это не всякому.

Каждый год ГМИИ придумывает изящный способ соединить бомондные концерты в Белом зале и развешанные по сторонам картины. И в этом году, кажется, достиг апогея. Две предыдущие экспозиции имели свои нестыковки: "Музыка в живописи" с показом музыкальных инструментов на полотнах разных веков подошла бы к любой программе, а прошлогодние Клод Моне, Пруст и Дебюсси сочетались очень умозрительно.

Что касается поздних венецианцев XVIII века и современной им музыки, здесь - полное совпадение. На музыкальном помосте прочерчивается линия от мадригальной комедии к рождению итальянской оперы во всем ее блеске. (Есть еще ответвления в сторону композиторов, вдохновленных Венецией (Моцарт, Лист, Шуберт, Чайковский), но они к выставочному делу не относятся.) В это же время в венецианской живописи происходит оформление нового жанра - ведуты (пейзажа города гондол).

Идя прямиком за музыкальным театром, картина превращается в чистой воды декорацию: от масштабных полотен Антонио Каналетто с изображением празднеств (обручение Дожа с морем) до потертых двориков Гварди, созданных на потребу тогдашних туристов. Даже в серьезных вещах, в композициях Тьеполо и его мастерской, расписавших чуть ли не всю Венецию, а заодно Германию с Испанией, главное - не персонажи античной или христианской истории, а ракурсы, ухищренные мизансцены и провалы в бесконечные небеса (не случайно Тьеполо и Ко специализировались на росписях плафонов). В общем, на стенах Пушкинского - сплошь арии и хоры из популярных опер.

Единственная претензия, которая может быть высказана устроителям выставки "Живопись Венеции XVIII", - отсутствие оригинальности. Как в Белом зале, так и на колоннаде - вещи давно известные, из постоянной экспозиции.

Во избежании таких упреков кураторы подстраховались сразу с двух сторон. Во-первых, выставка приурочена совсем не к "Вечерам", а к выпуску каталога итальянской живописи. Она возникла из недр научной работы и не претендует на эффектность - что есть, то и показываем. Впрочем, для широкой публики в самом каталоге заготовлена одна сенсация. Выяснилось, что всем известный "Портрет кардинала" Себастьяно дель Пьомбо принадлежит не Себастьяно, а самому что ни на есть Тициану. Он происходит из коллекции голландского живописца Ван Дейка, который зарисовывал его как тициановский. Появление Тициана в Пушкинском - заявление слишком ответственное и, прямо скажем, еще нуждается в подтверждении.

Вторая подстраховка - от банка "Интеза". Нехватку местных средств для эффектного показа Венеции компенсировали итальянцы из венецианских предместий. В Виченце вот уже десяток лет банк пополняет собственную коллекцию раритетов. Предпочтение отдается серийным вещам - в банковском палаццо Леони Монтанари, открытом для широкой публики, сделано даже подобие иконостаса для демонстрации русских икон. Но лучшей серией считается подборка картин Пьетро Лонги (1702-1785). Именно она с заголовком "Поэзия реальности" завершает всю венецианскую перспективу в ГМИИ и уникальна тем, что у нас в музее нет ни одной (!) работы Лонги.

После буйства ведут бытовые картинки Лонги (14 произведений) кажутся намеренно примитивными: десяток персонажей на безликом фоне, простенькие сцены с нравоучительным подтекстом. Сюжеты выбираются почти лубочные: выступление шарлатана; "по улицам слона водили"; носорог, обозреваемый почтенной публикой; игра в горшок. Здесь можно, подобно другу Лонги, комедианту Гольдони, восхищаться "кистью, ищущей правду". Но правда в том, что эта кисть находит не правду, а сплошные маски - обманки. Жизнь Венеции у Лонги напоминает балаганный театр, где действуют однотипные марионетки. Исчезает музыка - остается лицедейство.

Происходит заключительный акт большой живописной традиции - рука об руку с Лонги идет англичанин Уильям Хогард, который в конце концов и перехватывает первенство в жанре художественной журналистики. Точно так же Франция обойдет Венецию по части салонного искусства. Италия превращается в страну руин и антикварных интересов. В итоге после долгого прохода по колоннаде в антракте очень приятно возвратиться на прежнее место и припасть к звукам бельканто. С ними похороны живописи - последний ее вздох в Венеции - навевают особого рода меланхолию, которую очень высоко ценили в век Просвещения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1969
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4631
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2519
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2895

Другие новости