0
1087
Газета Культура Интернет-версия

23.12.2002 00:00:00

Тени ушедших паровозов

Тэги: мухин, фото


Феномен Мухина, по сути, очень прост (как всякое целостное произведение): почему при всей, казалось бы, безыскусности и простоте его фотографии выглядят такими искусными? Каким образом в каждой из его серий - московской, парижской, нижегородской - натура (пестрота и разнообразие городов) ретируется перед авторской волей? В конце концов в чем выражается этот стиль - явление в фотографии очень редкое и ничем не похожее на "стильность" гламурных снимков?

Самый простой и лежащий на поверхности каждого из мухинских кадров ответ - неопределенность жанра, свойственная всем фланерам. Это и не репортажная съемка, и не постановочная фотография. Мухин течет вместе с людским (временным) потоком, огибая блошиные рынки, дешевые кафешки, парапеты набережных и бульварные скамьи, но в какой-то момент останавливается, разворачивается и фиксирует то, что осталось за спиной - в расщелине времени и места. Его самым знаковым снимком из московской серии был кадр с городской толпой, когда все как один смотрят на небо, словно герои фантастических фильмов, заметившие пришельцев - праздничный салют.

Фиксируя в качестве соглядатая самую что ни на есть обыденность (грязные заводские цехи, переходы и барахолки), Мухин выбирает свой 25-й кадр, где за бытовухой просматриваются едва ли не астральные тела: ночные прохожие - привидения, сталинские монументы - римские руины, заводские комнаты - кислотные дискотеки.

Его называют последним фотографом, работающим с уходящей советской натурой. На самом деле речь идет о постсоветских натурах - о видах и персонажах, оказавшихся на полустанке между вчерашним пролеткультовским штампом (завод и народ) и штампом новым (бутылка кока-колы, ларек, вьетнамские джинсы). Между этими декорациями мечутся мухинские типажи, не успевшие сделать "правильное лицо" - маску, соответствующую месту и положению, - а потому всегда одинокие, неприкаянные, с вышедшими наружу комплексами. В этом смысле Нижний Новгород оказывается таким же провинциальным, как и предыдущие Москва с Парижем.

В новой серии особенно сильно проявляется новорусская вокзальность и неустроенность: разбросанные коробки, переходы, потертые стены с вечной табличкой "Извините, у нас ремонт". Самым сильным снимком оказывается кадр с палаточным мангалом, из шашлычного дыма которого выплывает рассеянный человек в строгом пальто (под респектабельность). Живописность (дым и силуэты) на уровне "Прибытия поезда" Моне. Но здесь было бы уместней сравнение с "Прибытием поезда" братьев Люмьер и, само собой, с революционным броневиком. Только паровоз уже ушел, оставив за собой техногенность и идеологию XX века. Остались только растерянные пассажиры, которых не взяли в историю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1880
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4507
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2457
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2811

Другие новости