0
689
Газета Культура Интернет-версия

26.12.2002 00:00:00

Третий сон златоглавой

Тэги: москва, фото, выставка


Проводить под патронажем мэра Лужкова конкурс на лучший фоторепортаж о Москве и пригласить для участия фотографов, считающих себя не столько корреспондентами, сколько художниками, - пойти на преднамеренную провокацию. Ведь большинство фаворитов Ольги Свибловой рассуждают примерно в одном ключе: "Москва златоглавая и парадная годится лишь для отчетных альбомов и мэрских постеров. Мой город в них не вписывается". В итоге из почти четырех тысяч снимков, представленных на конкурс, 662 отобранных для финала показывают если и не откровенно маргинальную столицу (хотя имеются бомжи, кавказские рынки, панки, с одной стороны, и новорусские забавы, с другой), то совсем не такую, какой она видится в перспективах Генерального плана.

Первый удар по открыточному виду наносит архитектура. Естественно, безбашенная: один за другим идут конструктивистские балки и параллелепипеды. По контрасту с исконной округлостью продвинутая фотография видит Москву в ракурсах хайтека (серия мостов Михаила Розанова или космические стрелы монумента у ВДНХ Александра Абазы). Даже исконно московские виды обыгрываются в таких формах, чтобы показать их несолидность или утопичность: целый зал снимков, сделанных в летнем дыму, в котором даже Кремль выглядит хрупким и пикториальным, или серия Натальи Логиновой "Третий сон Юрия Михайловича" - кислотные виды возведения окружной автодороги. Можно ли, например, отнести к номинации "Архитектура" эффектный репортаж о сносе "Интуриста"?

Столь же эфемерны, как и город, его обитатели. Тон задает серия Игоря Мухина с портретами кумиров новой московской интеллигенции: от Земфиры до Акунина с типично мухинской провинциальной интонацией. Имеются, конечно, десяток гламурных картинок звезд на диванах и у машин (Марк Штейнбок), но они уже проходят по категории "сладкая жизнь" - клубного загула. Москва превратилась в столицу безымянных и безродных призраков: вместо статного труженика - несущийся в метро прохожий, вместо старичка на скамейке - игроки ипподрома, вместо молодой смены - одинокие фрики.

Репортажность в прямом смысле слова (предполагающая обязательную социальную остроту) нашла место на втором этаже, целиком отведенном снимкам по горячим следам "Норд-Оста". Здесь уже достоинства художественного кадра уступают место журналистскому цинизму. Вместе с тем еще сильнее подчеркивается образ Москвы как точки притяжения всего самого витального (в том числе и смерти). После обезумевших родственников заложников "Норд-Оста" третий этаж погружает в птичий рынок и нечеловеческую пластику Николая Цискаридзе (серия гламурных портретов балетного танцора).

Выбирать даже из той небольшой части выставленных работ лучший репортаж о Москве представляется таким же нереальным, как и тот город, что этой серией описывается. Кураторы возлагают немалые надежды на "приз зрительских симпатий", выдаваемый после анкетирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»: об атаках Hindenburg Research на Freedom Holding Corp.

«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»: об атаках Hindenburg Research на Freedom Holding Corp.

Денис Писарев

0
997
Окно в цивилизацию

Окно в цивилизацию

Василий Столбунов

Алюминиевые светопрозрачные конструкции заняли треть российского рынка

0
1090
Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Анастасия Башкатова

Рост зарплат стал и целью, и проблемой отечественной экономики

0
2421
Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Намерение партии власти выиграть все одномандатные округа оспорили только коммунисты

0
1849