0
615
Газета Культура Интернет-версия

26.12.2002 00:00:00

Третий сон златоглавой

Тэги: москва, фото, выставка


Проводить под патронажем мэра Лужкова конкурс на лучший фоторепортаж о Москве и пригласить для участия фотографов, считающих себя не столько корреспондентами, сколько художниками, - пойти на преднамеренную провокацию. Ведь большинство фаворитов Ольги Свибловой рассуждают примерно в одном ключе: "Москва златоглавая и парадная годится лишь для отчетных альбомов и мэрских постеров. Мой город в них не вписывается". В итоге из почти четырех тысяч снимков, представленных на конкурс, 662 отобранных для финала показывают если и не откровенно маргинальную столицу (хотя имеются бомжи, кавказские рынки, панки, с одной стороны, и новорусские забавы, с другой), то совсем не такую, какой она видится в перспективах Генерального плана.

Первый удар по открыточному виду наносит архитектура. Естественно, безбашенная: один за другим идут конструктивистские балки и параллелепипеды. По контрасту с исконной округлостью продвинутая фотография видит Москву в ракурсах хайтека (серия мостов Михаила Розанова или космические стрелы монумента у ВДНХ Александра Абазы). Даже исконно московские виды обыгрываются в таких формах, чтобы показать их несолидность или утопичность: целый зал снимков, сделанных в летнем дыму, в котором даже Кремль выглядит хрупким и пикториальным, или серия Натальи Логиновой "Третий сон Юрия Михайловича" - кислотные виды возведения окружной автодороги. Можно ли, например, отнести к номинации "Архитектура" эффектный репортаж о сносе "Интуриста"?

Столь же эфемерны, как и город, его обитатели. Тон задает серия Игоря Мухина с портретами кумиров новой московской интеллигенции: от Земфиры до Акунина с типично мухинской провинциальной интонацией. Имеются, конечно, десяток гламурных картинок звезд на диванах и у машин (Марк Штейнбок), но они уже проходят по категории "сладкая жизнь" - клубного загула. Москва превратилась в столицу безымянных и безродных призраков: вместо статного труженика - несущийся в метро прохожий, вместо старичка на скамейке - игроки ипподрома, вместо молодой смены - одинокие фрики.

Репортажность в прямом смысле слова (предполагающая обязательную социальную остроту) нашла место на втором этаже, целиком отведенном снимкам по горячим следам "Норд-Оста". Здесь уже достоинства художественного кадра уступают место журналистскому цинизму. Вместе с тем еще сильнее подчеркивается образ Москвы как точки притяжения всего самого витального (в том числе и смерти). После обезумевших родственников заложников "Норд-Оста" третий этаж погружает в птичий рынок и нечеловеческую пластику Николая Цискаридзе (серия гламурных портретов балетного танцора).

Выбирать даже из той небольшой части выставленных работ лучший репортаж о Москве представляется таким же нереальным, как и тот город, что этой серией описывается. Кураторы возлагают немалые надежды на "приз зрительских симпатий", выдаваемый после анкетирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1917
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4563
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости