0
872
Газета Культура Интернет-версия

24.01.2003 00:00:00

Всякому времени - свои песни

Тэги: островский, пьеса, малый театр


"Правда - хорошо, а счастье лучше" - пьеса в репертуаре Малого театра вечная, необходимая, неизменно повторяющаяся, поставлена Сергеем Женовачем и оформлена молодым Александром Боровским, тем же союзом-дуэтом, что и "Горе от ума".

Женовач, не став штатным режиссером Малого театра, стал режиссером постоянным, обрел место и кров, бесценную для постановщика актерскую любовь.

Утонченный и стильный спектакль особенно смотрится зрителем - в наплывах смеха, радостного и счастливого; в замираниях и обрывах смеха, чтобы, не дай бог, не помешать; со всей бережностью и деликатностью "вниманья в тиши", как сказали бы в старину.

По привычке, по инерции и мы ждем расписного рая, румяности "наливных яблок", живых идолов-истуканов в ролях. Но предложен и абсолютно господствует серый цвет. В сценографии молодого Боровского хороша не "подсказка" - глухой забор, столбы с загнутыми наружу верхушками, веревки, натянутые, словно провода; ощущение лагеря, "зоны", - а хорош, необходим режиссерскому решению колорит предсумеречной прозрачности, погашенности красок, с единственным розово-желтым пятном луны в вышине.

Все отлично видно. Чистенькая полунищета костюма Платона Зыбкина. И плавное скольжение серых - к счастливому финалу, - светлых шелков Мавры Тарасовны. И яблоки постоянно присутствуют, отлично видны, принимают "участие" в действии. Много яблок. Но не румяных, а бледных, зеленых. Они - в высоких, как ведра, старинных корзинах, которые таскать не перетаскать вору-садовнику. В квадрате серого забора они знак живой жизни, звуки которой доносятся из-за досок: романсовое пение, смех, мужские и женские голоса, обрывки фраз - все о любви...

Кажется, в этой светотени и прозрачности, приглушенности музыкального фона в удовольствие играть актерам: ходить, вальяжно и плавно перемещаться, просачиваться сквозь щель на свидание, бросаться друг другу в объятия; с тихой вкрадчивостью язвить и открыто глумиться, слушать и - говорить, преподнося, как величайшую ценность, слово Островского. Женовач, которого часто упрекали за унисон, взаимоуподобление исполнителей, на этот раз допускает в спектакль Островского разнообразие типов игры.

Здесь яркая, ядреная, народная Людмила Полякова - нянька Фелицата, красивая и статная, не хлопотунья, как обычно, а добрая воительница, азартная "авторица" интриги с "ундером".

Здесь шутовское (подчас с перебором, с нарушением вкуса и "разворотом" на зал) изображение садовника Глеба Меркулыча - Александром Клюквиным. Здесь тихость и опасная вкрадчивость, тайна умолчаний, сокрытость дум - "подтекста" долгой и грешной жизни у Евгении Глушенко-Барабошевой, женщины в соку и цвету. Здесь пылкий сентиментализм, романтически возвышенные чувства юных влюбленных.

Женовач сохраняет и перемещает актерскую пару - Глеба Подгородинского и Ирину Леонову из "Горя от ума", представляя нам новых, "замоскворецких" Чацкого и Софью. Они не похожие, а схожие. У Поликсены - та же, что у Софьи, гордыня хозяйской дочки, обжигающая холодом страсть. У "патриота в душе" Платона Зыбкина - словообилие Чацкого, самозабвение в пафосе, но он трогательнее, наивнее и - смешнее. С большим тактом и тонкостью показывает актер комическое в персонаже. И, как Чацкий, останавливается и замирает тоскливо в полном одиночестве.

Спектакль убеждает в относительности установленного в веках канона, в пригодности, уместности актерского разнообразия для Островского - контрастов высокой поэзии и трогательной чувствительности, плебейского шутовства и тонкой, на полутонах, умолчаниях, нюансах, игры. Традиция здесь не давит, а как бы растворена и реет в воздухе, в атмосфере действия.

Но есть в новой версии "Правды - хорошо, а счастье лучше" роль, которая общую удачу спектакля возводит в ранг художественного события. Силу Ерофеича Грознова - не нарицательного "ундера", а старого русского солдата, играет только что отметивший свое шестидесятилетие именно этой работой Василий Бочкарев. В свое время прошедший славную школу Малого театра, а потом трудную школу совершенствования у Анатолия Васильева, на годы "отлетавший" от своей альма-матер, в вечном и неуничтожимом театре великих традиций он играет легендарную роль как истинно современный актер. В ее жизненной подлинности, а не условности. Тема одинокой старости возникает и не уходит. Грознов - воин обессилевший, колеблется на ветру, как былинка. Вдруг бросает увлекательный разговор о сбереженных денежках, о давней роковой любви и, вспомнив героическое прошлое, пускается маршировать, кричать "ура", брать на караул. С наивным бессердечием советует отправить должника Платона в "яму" и тут же готов душу положить, чтобы помочь влюбленным. Как и следует по Островскому, он у Бочкарева - "всяк человек", то есть сложный человек. Но сложность обращена в легкость невероятным мастерством актера. Мимикой иронического всезнания, ядовитого подмигивания.

Бочкарев может сравниться с великими тенями. Хотя играет он - свое. В маленьком втором акте (после большого, длинного первого) его Грознов восстанавливает справедливость не страхом разоблачения бывшей возлюбленной, некогда давшей ужасную клятву, а любовью. Пробуждение любви, возвращение любви в старом солдате и его несостарившейся, похорошевшей, помолодевшей, женственной и прелестной возлюбленной - играют Бочкарев и Глушенко.

В полусказочном, благополучном и нравоучительном финале комедии возникает трогательная и глубоко человечная нота. Судьбу и счастье Поликсены и Платона решает не случай, как значится у Островского, и не страх разоблачения. Возродившаяся любовь стариков спасает молодых, дает им дышать и быть счастливыми.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
988
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1223
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
985
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1274

Другие новости